Оснастки на леща, виды и особенности

Варианты конструкции

По конструкции все держатели можно разделить на две группы:

  1. Цельные. У таких моделей сам держатель бортовой удочки представляет собой единое целое с креплением к лодке (базе). Они занимают больше всего места при транспортировке. Зато их не надо собирать и разбирать, чтобы поставить на плавсредство.
  2. Раздельные. Держатель бортовой удочки монтируется к креплению на лодку перед установкой. Такие модели занимают минимум места при транспортировке, в разобранном виде. Минус в том, что их установка требует чуть больше времени. Также, если соединение держателя и базы выполнено некачественно, в этом месте возможна поломка.

Выбор места для ловли

Лучше, если глубина в месте ловли будет не меньше 3–4 метров. На более мелких участках рыба, как правило, боится подходить близко к лодке. Успешно ловить с лодки на мелководье с глубиной менее 3 м можно ночью.

Лучшие участки для ловли бортовыми удочками – это стандартные перспективные точки для рыбалки:

  • бровки;
  • ямы;
  • ракушечники;
  • коряжники.

Чтобы скорее найти перспективное место на незнакомой акватории, пригодится эхолот. С ним можно быстро определить точки с заметными перепадами глубин.

Чтобы справиться с этой задачей быстрее, также нелишним будет ориентироваться по особенностям берега, так как донный рельеф – продолжение берегового.

Найденные перспективные точки стоит записать в память GPS-навигатора, чтобы их можно было легко найти в будущем. Другой вариант – использовать «дедовский способ»: расположить на обнаруженных перспективных участках маячки.

Чтобы сделать такой маяк, надо привязать к одному концу лески грузило, а к другому – поплавок, который хорошо заметен на поверхности воды. Роль поплавка может выполнять пластиковая бутылка или другой подходящий предмет.

Оснастка удочки с боковым кивком

Ловля на летнюю мормышку с боковым кивком различается двумя типа снасти:

  1. Глухая снасть
  2. Снасть с катушкой.

Глухая снасть применяется для береговой ловли и взаброд из-за меньшей массы. Оснастка с катушкой чаще применяется для ловли с лодки и значительно реже – с берега. Ввиду малой распространённости такой ловли с лодки далее рассматривается только снасть для ловли с берега с глухой оснасткой.

Удилище

Для рыбалки применяются исключительно телескопические удилища – они легки, транспортабельны и просты в обращении.

Для ловли с берега больше подойдёт глухая снасть. Удилище вам придётся держать в руках целый день, ходить с ним. Оно должно быть достаточно длинным для ловли с берега – от шести до десяти метров. Большинство рыболовов ограничены в финансах, и сверхлёгкое карбоновое удилище из высокомодульного графита, штекерное удилище и им подобные не по карману. Цена хорошего длинного графитового или штекерного удилища – от 4000 рублей и выше, даже до 100000 ценники встречаются.

Сейчас можно приобрести относительно неплохое телескопическое удилище без колец из композита длиной семь метров. Цена вопроса – 1100-1500 рублей. Такая длина – золотая середина между тяжёлым длинным удилищем и лёгким, но коротким. Композит имеет неплохой кончик, который позволяет хорошо играть мормышкой и уверенно водить рыбу. Конечно, оно тяжелее карбона, но не на много.

Оснастка

Глухая оснастка подразумевает, что вы максимально облегчаете удилище и вам будет легче держать его в руке. Ведь каждое колечко становится тем тяжелее, чем ближе оно к кончику удочки. Глухая снасть состоит из мотовильца, которое крепят на верхнее колено удочки или на второе, лески, которая намотана на мотовильце и затем оборачивается вокруг верхнего колена несколько раз, и коннектора, который крепится к кончику удилища и к нему же крепится кивок. Коннектор лучше делать со свободным проходом для лески, а не глухим, чтобы можно было оперативно изменить длину лески, смотав немного с мотовильца.

Мотовильце в простейшем виде – это покупное пластиковое мотовило, которое резинкой пристёгнуто к удилищу. Чем оно будет легче – тем лучше. Обычно мотовильце делают из пенопласта. Размер его – до 10 см в длину, ведь много лески нам не потребуется.

Самый прогрессивный вариант – это когда мотовильце имеет отверстие и одевается на верхнее колено до самого основания. Есть варианты крепежа с металлическими деталями, они все намного хуже, так как значительно тяжелее.

Катушка не применяется по простой причине – часто придётся ловить взабродку, и при этом комель удилища будет попадать в воду. Для катушки это не очень хорошо, и она быстро выйдет из строя. Кроме этого удилище с кольцами будет существенно тяжелее чувствоваться в руке, как уже говорилось.

Леска

Леска берётся от 0.08 до 0.2. Обычно даже с глухой снастью проблем с вываживанием добычи нет – на леску 0.15 можно вытащить трофей весом в 2 килограмма, немного помучившись. Обычно вес пойманной рыбы составляет от 100 грамм до килограмма. И здесь будет разумно ставить леску до 0.16.

Леску лучше брать растяжимую, чтобы она гасила рывки рыбы. На игру мормышки это мало повлияет – отпуск очень небольшой. При вываживании крупной рыбы удочку сразу складывают от самых толстых колен, пока не получится приемлемая для вываживания длина равная длине лески.

После установки мотовильца леску сразу несколько раз оборачивают вокруг верхнего колена, и потом пропускают через коннектор

Это очень важно – обороты лески играют роль колец, равномерно распределяя нагрузку вдоль слабого кончика

Что такое кивок?

Кивок представляет собой небольшое приспособление из эластичного материала и выполняет функции сигнализатора поклевки, а в зимней рыбалке с его помощью можно руководить движением мормышки. Малейшее движение руки рыбака приспособление передает приманке, которая благодаря этому находится в постоянном движении и становится более заметной для рыбы. Именно благодаря характерному стилю зимней ловли кивок и получил это своеобразное название.

Но вне зависимости от периода ловли, все кивки можно разделить на несколько категорий:

  1. Лавсановый. Летние и зимние лавсановые кивки заводского производства пользуются хорошим спросом среди рыболовов-любителей. Да и причины вполне понятны — они делаются из долговечного материала, которого хватает не на один сезон, и при этом сохраняют упругость металлического кивка. Сложности возникают лишь при изготовлении такого кивка в домашних условиях. Единственным подручным материалом может послужить лента, которой обвязываются большие коробки в мебельных магазинах. Но таких самодельных кивков, как правило, хватает только на один сезон, и из-за свойств материала их придется постоянно подгибать.
  2. При ловле на больших глубинах или при сильном течении лучше всего использовать металлический кивок, который обладает прекрасной жесткостью, а в зимней рыбалке задает мормышке уникальную и живую игру. Такой кивок довольно прост в изготовлении: материалом может послужить кусочек проволоки, пружинка из механических часов или любая тонкая металлическая пластина.
  3. Кивки из поликарбоната (из пластика) — одни из самых простых в изготовлении. Расходный материал — пластиковые бутылки — есть у каждого в избытке. Единственный минус таких кивков — низкая прочность.
  4. Пружинный сторожок прекрасно подходит для зимней ловли крупной рыбы на балансир.
  5. Самым дешевым из магазинных вариантов является силиконовый кивок. Однако материал быстро изнашивается, трескается и не очень удобен в использовании.

Несколько слов об оснастке бортовой удочки

Леску я использую диаметром около 0,2-0,25 мм, желательно с большой растяжимостью, чтобы на короткой дистанции компенсировать рывки возможных трофеев и резкие поклёвки речного голавля. Мотаю её не много, примерно 20-25 метров. Поводки делаю из лески немного потоньше (0,18 – на течении совсем мельчить не стоит, рыба берёт смелее), длиной от 25 до 60 см.

Грузы предпочитаю со сквозным креплением «инлайн», лучше с отводом-противозакручивателем. Вес подбираю в пределах 30-50 грамм — в зависимости от силы течения в месте ловли.

Выше грузила на основной леске ставлю силиконовый стопор (он используется, чтобы при транспортировке груз не ударял по кивку). Стопор во время рыбалки нужно поднять на 20-30 см.

На конце основной лески вяжу вертлюг или вертлюг с застёжкой (чтобы быстро менять покрученные течением поводки). У карпятников есть специальные пластиковые застёжки для смены поводков. Узел вертлюга закрываю бусинкой из упругой резины (взято тоже в карпфишинге – такие приблуды называются «пыльниками»). Его натягиваю прямо на узел и кольцо вертлюга, таким образом, поводок никогда не путается через кусочек лески узла.

Ловля леща на кольцо: схема монтажа снасти

Все подготовили, теперь будем собирать снасть:

  1. Кольцо надеваем на основную леску – пропускаем ее через заводное ушко.
  2. Следующий элемент – бусина. Ее диаметр больше, чем ушко кольца. Бусинка не должна проскакивать сквозь него.
  3. Далее вяжем вертлюжок, для этого используем узел паломар или клинч.
  4. К вертюжку вяжется поводок с крючком, его длина зависит от условий конкретного водоема.

Вот и готова снасть для ловли на кольцо, монтаж выполнен. Через прорезь кольцо будет надеваться на шнур с привязанной кормушкой с прикормкой. Если оно несъемное, то просто надевается на шнур. Вероятно, что в магазине вам предложат кольцо без прорези, тогда придется сделать пропил самостоятельно.

Усиление днища

Хотя ткань из ПВХ, из которой изготовлены лодки, прочна, это все же ткань. Он подвержен истиранию о каменистое дно или ракушечное дно и не защищен от порывов коряг, веток и других проблем. Усиление или резервирование днища — это изначально то, что нужно сделать в рамках тюнинга лодки из ПВХ.

Арматуру можно заменить по мере износа, что лучше, чем ремонтировать родную «ткань.

Ожидайте, что при усилении дна лодка прибавит в весе 8-9 кг, а ее размер увеличится, если вы положите ее в мешки.

Вы можете укрепить отдельные точки, наиболее подверженные истиранию, или приклеить полностью. Часто, говоря о полном или частичном пополнении фонда, используют термин «резервирование».

Укрепление корабля осуществляется приклеиванием дополнительной ленты ПВХ, также называемой «профилем», отбойного бруса. Лента ПВХ (крылья) доступна различной толщины от 1,2 мм до 3 мм. Лента приклеивается на двухкомпонентный клей.

Ширина крыла составляет от 60 до 235 мм. Балка крыла смягчает удары волн. Он может быть обычным и с отбойником. Некоторые лодки уже в стандартной комплектации оснащены этой планкой.

Усиление киля — заключается в наклеивании на заводскую ленту дополнительного слоя ленты (подкрылков). В это усиление помимо киля входят кильсоны.

Укрепление воздушных шаров: делать это не обязательно по всей длине шара, обычно ленту (балку) приклеивают частично, сколько угодно.

Усиление транца — поскольку транец защищает только один слой ткани ПВХ, усиление будет очень необходимо. Транец усилен крылом. Полностью закатать днище можно с помощью крыла.

Любое улучшение можно сделать самостоятельно. Главное, быть внимательным и правильно подобрать клей.

Монтаж стрингеров — профилей из дюралюминиевых сплавов, устанавливаемых при наличии твердого пола, это дополнительные ребра жесткости, размер которых соответствует толщине пайола (твердого пола).

Надувная лодка при движении деформируется, жесткие полы трутся о надувные части лодки, рейки защищают ткань от истирания.

В носовой части лодки, где она имеет изогнутый профиль, перекладины не крепятся, они там не нужны.

Как самостоятельно приклеить привальный брус

Чтобы выполнить армирование стержнем своими руками, вам потребуется сделать следующее:

  1. Промойте дно лодки, удалите песчинки и другие посторонние предметы и просушите.
  2. Можно обезжирить склеиваемые поверхности бензином, водкой, спиртом, ацетоном, но при использовании ацетона не трите слишком много, ткань ПВХ будет повреждена.
  3. Нанесите кисточкой тонкий слой клея на поверхность лодки и дерева, оставьте на 15 минут, затем нанесите второй слой и подождите, пока он высохнет, чтобы он не прилипал к ладоням.
  4. Точно положите древесину на поверхность, прижмите.
  5. Для лучшего сцепления поверхность необходимо прогреть; сделать это можно обычным бытовым феном. Прогревайте, чтобы дерево не плавилось и ткань не закипала, без фанатизма.
  6. Снова прикрепите склеиваемую точку и переверните скругленным предметом, например бутылкой, для окончательного приклеивания.

Оснащение удочки

Для бортовой удочки оснастку подбирают в зависимости от условий водоема. Самые популярные комплектации:

  1. Универсальный набор включает удилище до 2 м длиной, леску, грузило и крючок. В качестве уловителя клева используют поплавок, поэтому сигнализатор здесь не устанавливают. Для поимки крупной рыбы необходимо много лески, и для этого устанавливают катушку. Если предполагается улов мелкой рыбы, то катушку можно не монтировать.
  2. Самая простая оснастка с минимальным набором элементов собирается из подручных деталей. В ее основу входит мотовило и сигнальный колокольчик. Вместо колокольчика можно установить кивок для зимней удочки.
  3. Универсальная спиннинговая оснастка используется для ловли как на берегу, так и лодке. Если ловля в стоячей воде происходит с плавсредства, то дальние забросы можно не делать. Для джиговых проводок роль сигнализатора поклевок играет фидерная вершинка.

Удочку оснащают леской диаметром 0,2 мм. К основанию или поводку привязывают крючки № 4−8. К жилке с помощью тройного вертлюжка или петли прикрепляют груз и оснастку. Место выхода проволоки из груза можно пропаять.

Чтобы сделать оснастку скользящей, нужную огрузку фиксируют с обеих сторон на расстоянии в 10 см и продевают через нее основную леску.

Для жесткого удилища и ловли мелкой рыбы монтируют кивок, это позволяет увидеть, как рыба клюет на наживку.

Оснастка фидера

Большая статья об изготовлении фидерных оснасток своими руками.

простая оснастка для фидера

Фидерная снасть в зависимости от места ужения:

  1. На широких реках с течением подходят удилища с длиной 3,9 – 4,2 м, дальность заброса 70 – 100 м;
  2. Для ужения в небольших озерах, затонах и реках используют палку с длиной 3 м.

Комплектующие снасти:

  1. Карбоновое удилище с тестовой нагрузкой 80 – 120 гр идеально подойдет для поимки леща на течении.
  2. Безинерционная модель катушки с размером 2500 – 4000 и вместимостью от 150 м, можно воспользоваться карповой катушкой либо бюджетными вариантами, предназначенными для спиннинговой ловли.
  3. Качественная мононить с сечением 0,2 – 0,25 мм, хорошо себя зарекомендовали изделия Salmo Feeder Specialist. Плетенка здесь малоэффективна, учитывая большой вес кормушки, нить истирается. Как поводковый материал желательно использовать флюрокарбоновую леску с сечением 0,2 – 0,25 мм.
  4. Открытые груз – кормушки (клетки) с весом 80- 120 гр идеально работают в водоемах с сильным течением, а вот кормушки овальной формы следует применять в стоячей воде вблизи прибрежной зоны;
  5. Качественные крючки также выбираются с учетом предполагаемого размера добычи: для трофейных экземпляров применяют 37 – 10, для ловли средних и мелких рыб №10 – 14.

Большой популярностью пользуются следующие разновидности фидерных оснасток:

Вертолет и два узла

Позволяют охотиться на леща с помощью легких наживок (пучок опарышей). Для изготовления вертолета понадобится жесткая рыболовная нить с диаметром 0,25 – 0,35 мм, хорошо работает флюрокарбоновая леска.

Инструкция по изготовлению:

  1. Леска с длиной 20 см складывается пополам.
  2. Завязать небольшой узел, отступая на 15 см по сложенной в виде восьмерке леске.
  3. Через 1 см скрутить еще один узел восьмеркой.
  4. Закрепить кормушку способом «петля в петлю».
  5. Для фиксации поводка делается набрасывание между первым и последующим узлом без скручивания узла.

Симметричная и асимметричная петля

По принципу монтажа особых различий не имеют. Отличия видны в названии, где симметричная петля имеет одинаковые длины петель, а ее антипод – одна сторона короче другой, что весьма положительно сказывается на поклевке.

Симметричная петля, несмотря на свою простоту в плане сборке, нисколько не уступает патерностеру по эффективности использования. Вероятность ее запутывания минимальная, больше подходит для стоячей воды. Элементы оснастки: основная леска, кормушка, два вертлюжка, поводковая леска и крючок.

Инструкция по изготовлению:

  1. Сложенную пополам нить необходимо вращательными движениями (в одну сторону) скрутить.
  2. Отступив 6 – 10 см от скрутки завязать узелок.
  3. Вертлюжок закрепить на одной леске.
  4. Через 20 см от вертлюжка произвести узел.
  5. Скрутить.
  6. На конце скрутки зафиксировать вертлюжок, а уже к нему поводок, длина которого не должна превышать 70 см.
  7. Крючок необходимо монтировать на поводок таким образом, чтобы получилась большая петля.
  8. Кормушка монтируется на вертлюжок «петля в петлю».

Ассиметричная петля особенно эффективно используется в водоемах со стоячей водой при стабильно спокойной поклевке.

Инструкция по изготовлению:

  1. Рыболовная нить с длиной 50 см складывается пополам.
  2. С помощью узла конец такой лески привязывается к основной нити, главное, чтобы получился большой круг, он необходим для крепления кормушки.
  3. Крючок и поводок монтируются к петле.

Патерностер

Этот тип оснастки особенно ценится начинающими лещатниками, здесь есть один минус – скручивание лески. Как выход, кормушку необходимо приподнять и раскрутить. Преимущество патерностера – высокая чувствительность.

Элементы оснастки: основная леска, наматывающаяся на катушку, кормушка, поводок с крючком, поводок патерностера. Петля, прикрепленная к поводку, вертлюжок для кормушки, узел крепления петли, соединение «петли в петлю» для монтажа поводка к главной леске.

Инструкция по изготовлению:

  1. Первым делом вяжется петля на конце главной леске, позже к ней будет зафиксирован поводок с крючком. Для сохранения структуры узла, его увлажняют.
  2. Отступив 15 – 20 см, вяжется еще петля, главное, чтобы ее размер пропускал кормушку с диаметром 10 – 15 см.
  3. Поводок необходимо зафиксировать на главной леске, для этого его продевают в конечную петлю, обкручивают и делают вторую петлю.

https://www.youtube.com/watch?v=b44dlz5LebE

Устройство снасти и варианты оснастки

Бортовая удочка состоит из:

  • короткого удильника с рукояткой;
  • расположенной на нем катушки;
  • кивка;
  • лески с оснасткой.

Такая снасть похожа на удочку для блеснения хищника со льда. Подходящая длина снасти – до 1,5 м.

Обычно используются 2–3 удочки. Тогда шансы на хороший улов выше, чем с одной снастью. Чем больше крючков с приманками заброшено в воду, тем выше вероятность, что один из них найдет рыба.

А также при ловле на несколько удочек можно пробовать разные насадки, чтобы быстрее определить, какая из них окажется более привлекательной.

Выбор катушки

Ловля бортовой удочкой с лодки обычно не предполагает использования катушки во время вываживания. Ее единственная функция – служить вместилищем лески. Будет достаточно простой инерционки, пластиковой или металлической.

Но есть и другой подход в ловле на бортовую удочку. Он предполагает вываживание рыбы с помощью катушки. Этот вариант подходит для охоты за трофейными экземплярами – ловли крупного леща, сазана, карпа, щуки, судака и других.

Катушка поможет уверенно справляться с такой рыбой. Для подобной рыбалки можно оснащать бортовые удочки качественными безынерционками с хорошими фрикционными тормозами.

Кивок для бортовой удочки

Кивки могут быть разными – резиновыми, из витой стальной пружины и других материалов. Так как в сложной техничной игре при ловле на бортовую удочку нет необходимости, требования к этому элементу оснастки минимальные. Все, что от него нужно – четко показывать поклевки.

На бортовую удочку можно ловить и с поплавком, в таком случае кивок не используется.

Оснастка бортовой удочки

Классическая оснастка бортовой удочки монтируется так:

  • на основную леску надевается скользящее грузило-оливка;
  • ниже крепиться стопорная бусина;
  • затем привязывается поводок с крючком.

Эта оснастка хорошо подходит для ловли на участках с твердым грунтом, где грузило не проваливается в ил.

Донная оснастка для бортовой удочки вяжется так:

  • к основной леске в 10–15 см от ее конца привязывается поводок длиной порядка полуметра с крючком;
  • к концу основной лески монтируется грузило, которое после заброса снасти располагается на дне.

Такую оснастку стоит использовать для ловли на мягком дне. При рыбалке с подобным монтажом поводок с крючком не провалятся в ил.

Для ловли хищника на живца хорошо подойдет оснастка с поплавком. Так как длина удильника гораздо меньше глубины ловли, надо использовать скользящий монтаж.

Чтобы связать его, необходимо:

  • завязать на основной леске стопорный узел или расположить силиконовый стопор;
  • затем надеть скользящий поплавок;
  • закрепить грузило;
  • в конце привязать поводок с крючком.

Когда такая оснастка намотана на удочку, поплавок располагается внизу, около грузила. После заброса он поднимается до стопорного узла. В результате крючок оказывается на нужной глубине.

Кормушка для ловли с лодки леща

Изображение самодельной мягкой кормушки для ловли леща с лодки показано на рисунке.

Правда, здесь у меня показана кормушка для ловли леща со льда зимой. Поэтому у сетки вытянутая вертикальная форма. Для летней ловли леща с лодки лучше сшить кормушку приземистой грушевидной формы.

Учитывая то, что автор статей сайта является принципиальным противником летней ловли леща с лодки кольцовкой, кормушка на рыбалке опускается с противоположного по отношению к лескам удочек борта лодки.

Для перспективной летней ловли леща с лодки на мелях больше подходят оловянно-свинцовые мормышки с напаянными коронками, которые не следует полировать до зеркального блеска.

Зато здесь нам не понадобится кормушка, прикормку в место ловли леща можно подбросить с руки.

Ссылку на описание кормушки для ловли леща с лодки смотрите внизу страницы.

Ловля леща летом на поплавок с кормушкой

Ловля бортовой удочкой на течении реки

Ловля леща летом в водохранилище

Что такое кивок?

Кивок представляет собой небольшое приспособление из эластичного материала и выполняет функции сигнализатора поклевки, а в зимней рыбалке с его помощью можно руководить движением мормышки. Малейшее движение руки рыбака приспособление передает приманке, которая благодаря этому находится в постоянном движении и становится более заметной для рыбы. Именно благодаря характерному стилю зимней ловли кивок и получил это своеобразное название.

Но вне зависимости от периода ловли, все кивки можно разделить на несколько категорий:

  1. Лавсановый. Летние и зимние лавсановые кивки заводского производства пользуются хорошим спросом среди рыболовов-любителей. Да и причины вполне понятны — они делаются из долговечного материала, которого хватает не на один сезон, и при этом сохраняют упругость металлического кивка. Сложности возникают лишь при изготовлении такого кивка в домашних условиях. Единственным подручным материалом может послужить лента, которой обвязываются большие коробки в мебельных магазинах. Но таких самодельных кивков, как правило, хватает только на один сезон, и из-за свойств материала их придется постоянно подгибать.
  2. При ловле на больших глубинах или при сильном течении лучше всего использовать металлический кивок, который обладает прекрасной жесткостью, а в зимней рыбалке задает мормышке уникальную и живую игру. Такой кивок довольно прост в изготовлении: материалом может послужить кусочек проволоки, пружинка из механических часов или любая тонкая металлическая пластина.
  3. Кивки из поликарбоната (из пластика) — одни из самых простых в изготовлении. Расходный материал — пластиковые бутылки — есть у каждого в избытке. Единственный минус таких кивков — низкая прочность.
  4. Пружинный сторожок прекрасно подходит для зимней ловли крупной рыбы на балансир.
  5. Самым дешевым из магазинных вариантов является силиконовый кивок. Однако материал быстро изнашивается, трескается и не очень удобен в использовании.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Делай как я
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: