Реставрация карманных часов «павелъ буре»

Становление производства карманных часов в России

На территории России производством часов занялся Поль (Павел) Буре. Практически везде можно найти сведения о том, что изделия Буре по многим показателям превосходят иностранные аналоги. При этом умело замалчивается факт, что это была лишь «отверточная» сборка.

На 90% механизмы Буре состояли из швейцарских комплектующих. В разобранном виде они поставлялись в Россию, на месте же они собирались в самостоятельно изготовленные корпуса. Заслуга Буре в том, что он сделал карманные ходики доступными для подавляющего большинства населения.

Выпускались часы разных видов и предназначений. Для армии выпускались наградные варианты. Они отличались по родам войск и отдельно создавались для офицеров и солдат. Различное оформление корпуса и разнообразные мелодии были в этих наградных изделиях. Для гражданского населения часы делались в более дорогих золотых корпусах. И совсем немногие варианты проигрывали мелодию «Боже, царя храни!».

Особый статус гимна России делал такие часы исключительными. И награждались ими люди, достигшие, по мнению императора, особых заслуг перед Отечеством. Далеко не каждый генерал мог похвастаться таким раритетом. Стоимость данных часов была даже в те времена очень высокой.

Интересные факты о карманных часах

  • «Нюренбергское яйцо» — это первые механические карманные часы Питера Хенлейна. Причина такого народного названия аксессуара неизвестна до сих пор, ведь изобретение Питера совсем не было похожим на яйцо.
  • Карманные часы дома Леруа, созданные в 1900 году – это самый сложный механизм в мире. Эта модель показывала не только время, но и 13 других данных. Например, аксессуар отображал дни в календаре на сто лет, состояние пружины и даже степень шума окружающей среды.
  • «Салатница» — это карманные часы круглой формы с овальным поперечным сечением. В начале XVII века были популярными «салатницы» школы мастеров по эмали из Блуа. Модели расписывались красками по белой эмали. В основном рисовали духовные сюжеты или цветы.
  • В XVII веке вы легко могли бы встретить человека с несколькими карманными часами одновременно. Нет, он их не продавал. Просто в то время считалось особой модой и показателем хорошего вкуса одевать несколько разных экземпляров, а не только одну модель. Это было престижным – носить парочку карманных часов, часы перстень и часовой медальон одновременно.
  • Самые дорогие карманные часы были проданы за 11,002,500 долларов. Речь идет об эксклюзивной модели Patek Philippe Henry Graves Supercomplication, на создание которой ушло 5 лет! Экземпляр создан из 900 деталей и оборудован 24 функциями. Изюминкой образца является циферблат, украшенный звездным небом, которое выглядит точно так же, как из окна дома заказчика Генри Грейвза в Нью-Йорке.
  • Самыми необычными карманными часами считается произведение Валерия Даневича из дерева. Это скелетон, который состоит из 48 деталей, изготовленных из берёзы, граба и бамбука. Спираль баланса и пружина выполнены из метала. Заводятся часы от ключа и дают отклонение 3-4 минуты на 20 часов.

Изобретение атомных часов

Ещё в 19 веке было обнаружено, что спектр излучения нагретых до высокой температуры газов не является непрерывным, а состоит из отдельных линий.

Поскольку свет — это электромагнитное излучение, характеризующееся определённой длиной волны и частотой, каждая линия в спектре имеет определённую частоту. Было замечено, что каждый химический элемент имеет свой набор линий в спектре. Позже, открыв строение атома, учёные поняли, что каждая линия в спектре появляется в результате перехода электронов в атоме с одного определённого энергетического уровня на другой. И если отдельные атомы получают энергию (например, при нагревании), то они всегда будут испускать излучение строго определённой частоты.

Ещё в первой половине 20 в. некоторые физики высказали идею, что можно использовать это явление для измерения времени. Но только в 1955 г. были созданы первые атомные часы на атомах цезия. В этих часах кварцевый генератор задавал частоту излучения, которым облучали атомы цезия. Если частота имела требуемое значение, атомы цезия замыкали цепь. Таким образом производилась очень точная настройка работы кварцевого генератора.

Первые атомные часы на атомах цезия (1955 г.)

Погрешность этих атомных часов составляла одну секунду на миллион лет. А одна из последних моделей атомных часов, созданная в 2014 г., имеет погрешность 1 сек на 300 млн. лет.

Сейчас созданы уже достаточно компактные модели атомных часов, но всё же они остаются достаточно сложными и дорогими, а также слишком подверженными влиянию внешних факторов, которые могут повлиять на их точность. Так что самой массовой разновидностью часов на сегодняшний момент остаются более простые и надёжные кварцевые. Атомные часы используются как эталоны времени, а также там, где действительно требуется очень высокая точность, например, на спутниках, обеспечивающих работу систем спутниковой навигации.

Карманные часы с маятниковым автоподзаводом LOEHR Perpetuelle

Тип: карманные часы
Корпус: открытого типа, никель, 49.5 мм
Механизм: цилиндровый ход, автоматический завод за счет качающегося маятникаСтрана происхождения: Швейцария
Годы производства: 1880
Подписан: LOEHR Patent Perpetual No 3357

Необычные карманные часы с механизмом автоматического завода ранней
«маятниковой» конструкции, которые принято называть Perpetuelle по имени
соответствующего изобретения А.Л.Бреге.


Механизм с большим качающимся маятником, от которого через храповой механизм
заводится пружина хода.
При ношении часов в кармане, во время ходьбы такой механизм сам снабжает себя
необходимой энергией.

Принцип работы приведен на фото в двух крайних положениях маятника, кликните мышкой по картинкам для
увеличения.
Циферблат эмалевый, корпус из никеля, подвеска особой формы для удержания часов
вертикальном положении.

Эти часы рассмотрены в отдельном
обзоре.
 

Благородный пациент П.Буре

Жили-были самые обычные добротные карманные часы «Павелъ Буре»
дореволюционного производства, с двуглавым орлом на крышке, вероятнее всего
одной из последних партий 1917 года, которые шли еще с царским гербом. Часам немного не повезло – повредился
эмалевый циферблат, и его заказали на часовой артели.

Циферблат этих часов сделан не на фабрике
Буре, это
артельный циферблат. Сборочно-ремонтные
часовые артели существовали с царских времен
и вплоть до 1930-х годов, наибольшее развитие получив в период НЭПа, в 1920-х
годах. Без проблем можно было заказать циферблат ручной штихельной резки на
медной пластине, его серебрили в фиксаже, и вырезанные углубления заливали стеклянной
горячей эмалью. Циферблаты получались интересные, выразительные шрифты и весьма
точная работа штихелем. Особенно приятно смотрелись на артельных наручных часах,
переделанных из механизмов от карманных часов.

Если умозрительно отбросить плохое состояние, то циферблат был сделан
довольно симпатично, что показывает мастерство артельщиков времен НЭПа. Мастера
старой закалки, не испорченные планом и наплевательским отношением к заказчику,
выполнили работу на совесть. Это и был ключевой момент в истории успеха данного
проекта – если «лицо» хорошее и его можно восстановить, то получатся и остальные
часы.


Это не фотография мутная, это часы так выглядели.
Состояние таких карманных часов можно просто описать как «жуткое»,
«облезлое».
Но при определенном освещении видно, что будет красиво, если получится отчистить
циферблат.

Изобретение часов с маятником

 До 17 века точность механических часов была не очень хорошей, кроме того, они имели, как правило, лишь часовую стрелку. Однако потребность в точном измерении времени, в т. ч. небольших промежутков, становилась всё больше. Точное время требовалось не только для повседневных нужд. Развивалась наука, в частности механика, описывающая движение тел. Но в уравнениях механики присутствовало время, и для точного расчёта движения его нужно было точно измерить. Врачам нужно было измерять частоту сердцебиения, чтобы оценить состояние больного. А мореплавателям нужны были точные часы, чтобы правильно определять географическую долготу (а следовательно, своё положение на земном шаре).

К 17 в. некоторые люди догадались использовать для определения промежутков времени колебания маятника. Одним из таких людей был известный учёный, один из основоположников механики Галилео Галилей. Он заметил, что период колебаний маятника почти не зависит ни от амплитуды (т. е. размаха колебаний), ни от веса груза, ни от материала, из которого сделан маятник. А зависит он лишь от его длины. Таким образом, наблюдая за колебаниями маятника и подсчитывая их, можно достаточно точно отмерять промежутки времени. Но, конечно, постоянно подсчитывать колебания было неудобно, нужно было приспособить маятник к механизму часов. Галилей попытался решить эту задачу, но так и не успел создать часы с маятником, т. к. к старости у него значительно ухудшилось зрение.

Христиан Гюйгенс

В результате часы с маятником изобрёл другой выдающийся физик Христиан Гюйгенс, который пришёл к этой идее независимо от Галилея. В 1656 г. Гюйгенс придумал конструкцию маятниковых часов, а в 1657 г. получил на них патент. Вскоре изобретатель выпустил книгу с описанием конструкции изобретённым им часов, и часы с маятником прочно заняли место главного прибора для измерения времени на несколько веков. Изобретение Гюйгенса оставалось самым существенным усовершенствованием в конструкции часов вплоть до 20 века.

Часы конструкции Гюйгенса

Часы Гюйгенса очень сильно повысили точность измерения времени, теперь погрешность хода за сутки составляла не десятки минут, а всего 5-10 секунд. Впоследствии сам Гюйгенс и другие изобретатели внесли разные усовершенствования в конструкцию маятниковых часов.

В 1671  г. англичанин Уильям Клемент изготовил маятниковые часы с анкерным механизмом вместо шпиндельного, более подходящий для того, чтобы маятник раскачивался с небольшой амплитудой.

Кроме того, ещё на несколько десятилетий растянулась история создания морского хронометра — корабельных часов, достаточно точных для того, чтобы правильно определять долготу в длительном плавании

Задача создания морского хронометра была настолько важной, что в 1714 г.  английский парламент создал специальную комиссию для её решения, а изобретателю, который создаст точный хронометр, была обещана огромная по тем временам награда в 20 тыс. фунтов стерлингов

Задачу в итоге решил английский часовщик Джон Гаррисон. Он взялся за создание хронометра в 1730 г., первый вариант представил в 1736 г., а четвёртый, точность которого, наконец, соответствовала требованиям, изготовил лишь в 1761 г. За время 61-дневного плавания этот хронометр отстал всего лишь на 9 секунд. Но из-за придирок комиссии свой приз престарелый Гаррисон окончательно получил только в 1772 году!

Морской хронометр Гаррисона — финальный вариант

В 19м веке значительный вклад в развитии часовой индустрии внесли швейцарские часовщики. Им не только удалось сделать свои часы очень точными, мало зависящими от колебаний температуры, влажности и других параметров, но и наладить их серийное производство.

В 20 веке были придуманы дополнительные способы повысить точность маятниковых часов. В 1921 г. Английский инженер Шорт сконструировал часы с маятником, погрешность хода которых составляла 0,01 с. за сутки. А самые точные маятниковые часы на сегодняшний день были созданы в 1954 г. советским изобретателем Ф. М, Федченко, их погрешность составляла всего 0,0003 с за сутки.

Карманные часы с турбийоном «Chronometre Tourbillon» системы Mobilis

Тип: карманные часы
Корпус: открытого типа, сталь, 53 мм
Механизм: анкерный спуск, 1-минутный турбийонСтрана происхождения: Швейцария
Годы производства: 1900
Подписан: Chronometre Tourbillon, Brevete S.G.D.G. 34394

Вершина механических усложнений, и еще одно изобретение А.Л.Бреге, – турбийон.
Это устройство было придумано для компенсации позиционной ошибки часов, за счет
которой в разном положении относительно горизонта механизм начинает немного
спешить или отставать под действием земного притяжения. Бреге в 1801 году
предложил способ компенсации притяжения – вращающуюся клеть (каретку), внутри
которой помещена вся колебательная система. За счет вращения постоянно меняется
положение маятника (баланса) относительно центра притяжения Земли, за счет чего
усредненное воздействие гравитации сводится к нулю. Устройство было названо «tourbillon», что в переводе
с французского означает «вихрь».


С виду простые часики в стальном корпусе, скромная надпись «Chronometre
Tourbillon» на эмалевом циферблате…
Открываем заднюю крышку. Видим каретку, в которой вращается вся колебательная
система.
Сравнительное фото с каталогом. Все как надо, на плате пробит номер патента на
механизм.
Снимаем каретку. Длинная ось каретки выведена под циферблат, на нее насажена
секундная стрелка.
Сердце механизма – каретка турбийона.

Часы редкие, в хорошем рабочем состоянии.
 

Изобретение кварцевых часов

 В 1880 г. французские физики Жак и Пьер Кюри открыли пьезоэлектрический эффект. Этот эффект заключается в том, что при деформации кристалла определённых минералов на гранях этого кристалла появляется положительный или отрицательный заряд. И наоборот — если подать на грань положительный или отрицательный потенциал, кристалл будет деформироваться.

Уже в 20 веке это свойство кристаллов догадались использовать для создания генераторов высокочастотных колебаний. Оказалось, что для таких генераторов особенно хорошо подходит кварц. Если к кристаллу кварца приложить напряжение, он начнёт колебаться, а если его чуть-чуть подпитывать энергией, он может колебаться бесконечно. При этом частота колебаний кристалла кварца очень стабильна и мало зависит от температуры.

В 1921 г. американский физик Уолтер Кейди построил первый кварцевый генератор. А в 1927 г. американский инженер Уоррен Моррисон построил первые кварцевые часы. Правда эти часы были большими и сложными и совсем не подходили для массового применения. В последующие несколько десятилетий кварцевые часы использовались лишь в качестве эталона времени в научных лабораториях и учреждениях. Ещё в 1954 г. кварцевые часы, выпущенные фирмой Longines, весили целых 53 кг.

Возможность создать компактные кварцевые часы возникла только во второй половине 20 в. с развитием полупроводниковой электроники. В 1960-х кварцевый генератор и элементы, управляющие его работой, наконец, удалось сделать достаточно маленькими, чтобы вместить их в наручные часы.

В 1962 г. появляются первые кварцевые часы для домашнего использования. Выпустила их японская фирма Seiko.

Первые домашние кварцевые часы

А в 1969 г. та же фирма запускает в производство первые наручные кварцевые часы Seiko Quartz-Astron 35SQ. Эти часы имели погрешность не более 5 сек. в месяц и могли целый год работать на одной батарейке. А стоили часы 1250 долларов, за те же деньги можно было купить новый автомобиль престижной марки!

Первые наручные кварцевые часы Quartz-Astron 35SQ

Н.К.Гейслеръ С.-Петербургъ секундомер-хронограф капельного типа

Тип: настольные, карманные часы-секундомер
Корпус: открытого типа, хромированная латунь, 63 мм
Механизм: цилиндровый тип хода, хронограф на колонном колесе, капельная
система с микролифтом

Страна происхождения: Франция, возможно доработано в России
Годы производства: 1910
Подписан: Н.К. Гейслеръ, С.Петербургъ, No 75

Этот прибор – очень интересная иллюстрация из истории часового дела в
Российской Империи. Секундомер интересен хотя бы именем: фирма Гейслера
производила системы корабельного огня и телефонное оборудование, и есть всего
лишь упоминание о том, что Гейслер собирался заняться часами. А теперь есть и
шикарное фактическое подтверждение архивной записи.
Но механизм еще более интересен. Это хронограф «капельного» типа (так называемый
«inking chronograph»). На
конце секундной стрелки есть круглая вороночка. В нее помещается капля туши или
чернил. Далее, пока вращается стрелка, нажатием на кнопку (сама кнопка
отсутствует), иголка на пружинке, опущенная в отверстие (она тоже отломана),
ставит метки-капельки на светлой части циферблата. ХРОНО (время) – ГРАФ
(писать), именно в таком виде капающий хронограф придумал Nicholas Mathieu
Rieussec в 1821 году. Система была популярна у Breguet (конструкцию развил его
ученик Фаттон, Fatton), и позже у Patek Philippe. Капельные хронографы –
сумасшедший раритет.


Эмалевый циферблат, подписан Н.К.Гейслеръ С.П.Б. Секундный трек с делением 1/5
секунды, счетчик на 10 минут.
Стрелка особой формы с чернильницей на кончике, в нее должна помещаться капля
чернил.
Механизм сделан на базе французских секундомеров системы
Jacquet Zivy,
но капельная система, возможно, добавлена русскими мастерами.
Сложная система под циферблатом, колонное колесо управляет системой хронографа Старт-стоп-сброс.
Толстые рычаги и монолитные пружинки, аккуратные фаски, все грамотно
отполировано.
Была кнопка в позиции 11 часов, она нажимала рычажок микролифта для сброса
капли.

Жаль, что такие часы в свое время побывали в руках часовщика-вандала. После
реставрации и восстановления утраченных деталей, будет дан полный обзор этих
часов. Также интересно исследовать вопрос происхождения механизма – будет
особенно
приятно, если окажется, что такая точная машинка изготовлена нашими русскими мастерами.
 

Как выбрать маятниковые часы?

В советские времена выбор был весьма ограничен, именно поэтому в большинстве домов красовались старинные маятниковые механические часы Янтарь. Натуральное дерево, аккуратное окошечко, негромкий бой – это уникальная модель, которую могли себе позволить абсолютно все. Часы работали на самой простой батарейке, которой хватало на год. Согласитесь, это очень удобно – завел один раз и забыл про это на 365 дней.

Старинные маятниковые механические часы Янтарь

В 21 веке нас окружает огромное количество разнообразных моделей – практически все крупные компании выпускают подобные измерители времени. Различные размеры, конструкции, материалы – выбор огромен

Давайте разберемся, на что обратить внимание при покупке идеальных маятниковых часов:

  1. Размер. Если у вас небольшая квартира, стоит отдать предпочтение компактным моделям. В просторных помещениях идеально будут смотреться высокие (почти до потолка) часы со смотровым стеклом. Да, такая модель стоит недешево, но инвестиция того стоит – они будут радовать вас и ваших детей бесперебойной работой на протяжении многих десятилетий.
  2. Материал. Обычно для создания используют натуральное дерево, металл или умело комбинируют эти два материала.

Делать выбор стоит исходя из ваших пожеланий, финансовых возможностей и места установки той или иной модели. Давайте разберемся, в чем преимущества модели из того или иного материала.

Маятник с якорем

В начале XVII в. итальянский физик, астроном и механик Галилео Галилей предложил в качестве часового регулятора использовать маятник, период колебания которого, в отличие от билянца, строго постоянен. В 1657 г. маятниковые часы сконструировал голландский астроном Х. Гюйгенс. Часы Гюйгенса с новым спуском-поводком вместо шпиндельного спуска ошибались всего на 10 секунд в сутки. С такой точностью минутная стрелка, появившаяся в часах ещё в XVI в., стала оправдывать своё назначение.

В 1676 г. революцию в часовом деле произвело изобретение английского часовщика В. Клемента — анкерный (якорный) спуск. Насаженный на ось маятника якорь, раскачиваясь вместе с маятником, двумя своими палетами (концами) поочередно сцеплялся с зубьями коронного колеса, подчиняя его вращение периоду колебаний маятника. Одновременно якорь через палеты получал толчки от коронного колеса и, передавая их маятнику, поддерживал его колебание. Появление маятниковых часов с анкерным спуском решило проблему точности стационарных (не переносных) часов.

Часы, музыка и немного истории

Механические часы с музыкой – необычайно сложное
устройство. С одной стороны, музыкальные часы – вещь вполне естественная и
привычная по фильмам, сказкам и литературным произведениям. Но если задаться
целью найти в коллекцию настоящие механические музыкальные часы, это оказывается непростой задачей.

В наш век технологий распространение получают
дешевые электронные часы-игрушки с микросхемой на батарейке.
Такие электронные поделки – вне сферы интересов коллекционера точной
механики.

Гораздо интереснее найти чистую механику,
продолжающую и сочетающую традиции часовых, ювелирных и декоративно-прикладных ремесел, уходящих корнями в средние века.

 


С 14 века древние мастера создавали часы с музыкальным
колокольным перезвоном. Они назывались карильонами, или курантами.
Разумеется, такие часы были башенных размеров. Пример — куранты на
Спасской башне Московского
Кремля.


По мере миниатюризации деталей, часы стали помещаться в комнате, и
даже на столе. Нередко колокольные карильоны снабжались движущимися
фигурками – автоматонами. С 16-19 веков сохранились часы-спектакли,
проигрывающие каждый час определенные сценки. Пример таких часов тоже
есть, на фасаде Московского Театра кукол.


Процесс дальнейшего уменьшения карильонов и музыкальных механизмов очень
интересен. В 18 веке стали появляться карманные часы-карильоны с
«гнездом» колокольчиков, насаженных на общую ось.


Карманные часы мастера Jacquet-Droz с 5-колокольным карильоном, 1785 год.

 


Под механической музыкой также понимались автоматы, встраиваемые в привычные музыкальные инструменты — клавесин, орган, некоторые
другие духовые и ударные инструменты. Автоматический цилиндровый орган
имел довольно широкое распространение в католических соборах.

Но для
миниатюрных конструкций особо примечательно изобретение конца 18 века –
нотная гребенка, играющая звуки
различной высоты при контакте с гвоздиками, расположенными на вращающемся диске или
цилиндре.


Устройство с гребенкой занимало меньше места по сравнению с
колокольчиками и молотками, поэтому стало особенно полезным для
часовых ремесленников-миниатюристов.

«Музыкальная чаша» венгерского мастера второй половины 18 века.

 

Часовые мануфактуры
Франции и Швейцарии в начале 19 века особо отличились в
развитии производства карманных музыкальных репетиров в золотых корпусах. Их калибры можно считать стандартными (в той степени, насколько вообще понятие стандарта
применимо к музыкальным часам).


Эти механизмы стали пиком развития музыкальных часов. Цилиндровый ход,
четвертной репетир на 2-х гонгах, отдельный барабан для музыкальной части. Музыка реализована на плоском
диске со штырьками, взаимодействующими с наборной гребенкой из отдельно
стоящих стальных пластинок. Играет мелодию в начале каждого часа.

Типовой французский музыкальный репетир 1820-х годов.

 

С середины 19 века миниатюрные
музыкальные часы практически исчезают с рынка.
Лишь мануфактура мастера Charles Reuge изготавливает отдельные экземпляры
наравне со своими знаменитыми шкатулками и шарманками. Конструкция
музыкального модуля сделана более технологичной: вместо диска
используется барабан, а гребенка сделана не наборной, а из цельной
стальной пластинки.

В
течение 20 века промышленно
«штампуются» настольные музыкальные будильники – массовые Junghans, и даже советские
Наири.

Механизм часов Ch.Reuge, 1880 г.

 

В 1970-1980 годах, позабытые
карманные музыкальные часы начинают пробивать себе дорогу в круг
люксовых подарков. И главным двигателем возрождения является наследная швейцарская мануфактура Reuge. Появляются несколько интересных моделей
карманных часов с музыкой, репетиром или анимацией (автоматонами),
имитирующими различные сценки на циферблате часов.


Однако массовое распространение в тех же 1970-1980 годах получают
электронные часы с мелодиями (пресловутая Montana, американские часы с
Микки-Маусом, и даже советская Электроника).

Карманные музыкальные часы Reuge с автоматоном.

 

В настоящее время
миниатюрные музыкальные
часовые механизмы производят лишь две швейцарских мануфактуры:
Christophe Claret
(наручные часы на заказ) и Reuge
(музыкальные шкатулки и карманные часы).

Изготовлением и финишной доводкой часов на базе
указанных механизмов занимаются фирмы Girard Perregaux,
Jacquet-Droz,
Arnex
,
Gruen, Boegli.

Механизм наручных часов Opera Three фирмы Girard Perregaux на механизме Christophe Claret.

Вместо послесловия

Какой следует сделать вывод? Когда имеешь дело со старинными часами из советского прошлого,
надо быть готовым к любым «сюрпризам». Даже если они на
ходу, это еще ничего не значит. Будьте осторожны с часами, у которых явно видны
признаки вмешательства «нехороших» рук. Здесь нам практически повезло, а обычно
все значительно хуже, и просто не хочется приводить совсем уж печальные случаи.

Но при всем при том, образ «советский мастер» приведен условно без указания на
какие-либо личности. Никоим образом не хотелось обобщать в этом дурном образе
всех часовщиков, которые работали в советское время, ведь встречаются совершенно
обратные примеры профессионального и качественного подхода к ремонту. Виноваты
не люди, а ситуация, в которой существовала непрестижная профессия часового мастера в
советское время.

К сожалению, в наше время «советский мастер» все еще живее всех живых, и по
такому принципу работают многие люди, называющие себя часовщиками.

(C) 2005-2020 German V.242 Polosin. Копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения автора.
Контактный Телефон / WhatsApp / Viber +79850960114, e-mail [email protected]

Русская классика

Маятниковые часы были своеобразной реликвией, которую передавали по наследству и берегли, как зеницу ока. Счастливые обладатели такой конструкции постоянно заводили их, протирали с них пыль и следили за тем, чтобы они всегда показывали правильное время. Помимо эстетической функции, они еще и исполняли роль тайника – сколько секретов они хранят, не знает никто. История настенных хранителей времени насчитывает более 300 лет – они немного видоизменялись, но при этом основная функция оставалась неизменной.

Маятниковые настенные часы с боем

В 21 веке на наших стенах красуются более дешевые и доступные модели, которые можно купить в любом магазине хозяйственных товаров

Несмотря на это, многие люди предпочитают старые добрые маятниковые настенные часы с боем – они с легкостью вписываются в любой интерьер и сразу же притягивают внимание гостей. Элегантный внешний вид, дорогие сплавы, качественные породы дерева – стоят такие часы по-прежнему недешево

Часы Breguet & Fils «Souscription» No 3465

Тип: карманные часы
Корпус: открытого типа, серебро, золотые ранты, 62
мм

Механизм: рубиновый цилиндровый спуск подвесного типа, одна стрелка, запас
хода 60 часов
Страна происхождения: Франция
Годы производства: 1820
Подписан: Breguet et Fils No 3465

При жизни Авраама-Луи Бреге (Abraham-Louis Breguet),
его мануфактура с 1775 по 1823 годы произвела совсем немного – около 4500 часов,
включая карманные, морские хронометры, настольные, каретные, настенные,
напольные, и т.д. И не было выпущено двух одинаковых экземпляров, потому что
каждый делался вручную. Учитывая дату изготовления в 1820 году, можно
предполагать, что данный экземпляр мог держать в руках (как минимум, перед
выдачей клиенту) сам Авраам-Луи, человек-легенда и бог часового искусства.
Куратор парижского музея Breguet, Эмануэль Бреге, подтвердил подлинность часов,
включая механизм, циферблат, и корпус. Согласно
сохранившимся архивам, часы Breguet No 3465 были проданы графу Дульскому 19
августа 1820 года за 686 французских франков.


Благодаря особой разметке циферблата, одна стрелка показывает и часы и минуты
единовременно.
Под цифрой 12 есть микроскопическая секретная подпись, видимая только в
отраженном свете.
Очень хотелось найти именно такой однострелочный механизм с центральным заводным
барабаном!
Механизм крайне прост, в нем всего лишь 6 (шесть) колес, включая заводной
барабан и обод баланса.
Каждое колесо на отдельном мостике для удобства сборки-разборки. Очень
прогрессивно для своего времени.
Ход цилиндровый с подвесным рубиновым цилиндром, одно из знаменитых изобретений
А.Л.Бреге.
Очень надежная конструкция, через 188 лет после изготовления, часы ходят с точностью 30 секунд в сутки!
Полукруглая «стекляшка» на конце оси – тот самый рубиновый цилиндр Бреге.
Тончайшая работа, диаметр около 1 мм…

Фантастические часы, про них определенно будет написан более детальный обзор.
 

Развитие идеи

У первых башенных часов было много недостатков. Простой трёхколёсный часовой механизм быстро ломался из — за того, что разница в числе зубцов между большим ведущим колесом и малыми ведомыми колёсами была слишком большой и шестерёнки сильно бились друг о друга. Увеличив число переходных шестерёнок в зубчатой передаче, часовщики сделали её более плавной, и часы стали служить дольше. Это также позволило делать шестерёнки миниатюрнее, ведь нагрузка на каждую из них стала меньше. Из-за нечёткой периодичности колебаний билянца и ненадёжности шпиндельного спуска башенные часы шли неточно, за сутки ошибаясь на четверть часа и более.

Добиться точности от билянцевого регулятора со шпиндельным спуском не удавалось. Нужно было искать им замену. Башенные часы нельзя было перемещать — при любом колебании или наклоне билянец останавливался, спуск заедал, а гиря, отклоняясь, неравномерно крутила вал. Такие часы — недотроги не годились для корабельной качки, а этот прибор был необходим морякам для высчитывания географической долготы. Часам требовались менее «капризные» регулятор и двигатель.

Поделиться ссылкой

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Делай как я
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: