Устройство и принцип работы
Основными элементами конструкции являются:
- тяговый барабан;
- тормозное устройство;
- понижающий редуктор;
- предохранительное устройство.
В отдельных конструкциях устройство лебёдки дополняется различными элементами. В электрических системах установлен электрический двигатель, обеспечивающий вращение барабана. Для увеличения тягового усилия на трос устанавливают специальные тяговые ролики.
В основу таких подъёмных систем заложен следующий принцип работы. Посредством ручного или электрического привода производится протягивание каната через тяговый механизм. Этот механизм обеспечивает движение с постоянной скоростью, при равномерном наматывании каната на барабан. Привод лебёдки оснащён зажимами, тормозной системой, обеспечивающей предотвращение непроизвольного движения груза в обратном направлении.
Главные критерии выбора лебедки
Конструкция лебедки
Современные модели данного класса выпускаются в двух типах исполнений. Данный параметр кореллирует с типом привода, однако несколько отличается по своим особенностям.
-
Барабанные лебедки включают в себя все виды устройств. Как отмечалось выше, трос наматывается на специальный барабан, который и приводится в движение посредством того либо иного механизма;
-
Рычажный тип лебедки – частный тип подобных механизмов, компактный и простой в установке. Небольшой барабан с тросом приводится в действие и здесь, однако основным элементом является храповый механизм, приводимый в движение исключительно посредством ручной силы.
Тяговое усилие
Здесь все достаточно просто – чем выше тяга той либо иной лебедки – тем мощнее данное устройство и тем с большими весами оно способно справиться. Как правило, большинство любительских моделей имеет тяговое усилие в районе 3-5 тонн. Профессиональные же модели, гидравлические либо электрические, могут развивать тягу в 10-15 и даже более тонн, позволяя таким образом справиться даже с мощной и крупногабаритной техникой, наподобие ГАЗ-66 либо УРАЛ.
Здесь же следует отметить и такое понятие, как индекс грузоподъемности. Данный параметр обозначает максимальное статическое усилие, которое конкретная модель лебедки способна сдвинуть с точки. Измеряется данный параметр в фунтах (1 фунт – 0.45 килограмма) и чем данный параметр больше, тем, соответственно мощнее и подготовленнее является та либо иная лебедка. Однако для большинства любительских задач, а также для полупрофессиональных джип-триалов излишне мощные лебедки не требуются, вполне достаточно моделей с индексом грузоподъемности на уровне 6000-8000.
Не следует забывать, что чем мощнее устройство, тем выше его надежность и износостойкость, а также больше габаритные размеры и толще трос. Все это напрямую сказывается на общем весе лебедки и напрямую влияет на функционирование гидравлики либо электрики автомобиля. Кроме того, переплата в такой ситуации- удовольствие весьма сомнительно, поскольку чем мощнее устройство – тем выше его цена.
Материал, из которого выполнен трос, а также его длина
Современные тросы для автомобилей делятся на две условные категории:
-
Металлические тросы всем хорошо известны. Мощный и выносливый, он позволяет справляться с тяжелыми и габаритными грузами. Недостатками такого груза являются склонность к заломам, чрезмерная жесткость и очень большой вес;
-
Синтетический трос – современный аналог стали, представляет собой переплетение из тысяч нейлоновых волокон. Такой трос отлично подходит для повседневной эксплуатации, он не боится влаги и коррозии, гораздо мягче и гибче, не склонен к образованию заломов и не утяжеляет вес механизма. «Наградой» за подобные преимущества становится невысокая динамическая прочность;
Что же касается длины троса, оптимальным значением считается 20-40 метров. Лишь у рычажных моделей длина весьма часто может превышать 50-метровую отметку, существенно расширяя тем самым функциональные возможности.
В следующей статье мы раскроем все секреты правильного выбора прицепа для автомобиля.
Начальное обучение
Если опыта общения с лебедками еще не было, то лучше потренироваться на открытой местности, а не когда застряли, потому как в настоящих условиях времени на тренировку и на эксперименты не будет.
Перед первым запуском лебедки необходимо удостовериться в том, что веревка растянута. Размотать веревку необходимо так, чтобы на лебедке оставалось не более 5 витков. После этого необходимо применить нагрузку в 226 килограмм, или 500 футов. Такой нагрузки можно добиться, если закрепить конец веревки на всю длину размотанной лебедки. Производить такое необходимо на ровной местности.
Помните о том, что грамотное использование лебедки поможет и вам, и другим людям оставаться в относительной безопасности.
Что следует помнить, если пользоваться лебедкой:
У вас всегда должно быть время на то, чтобы планировать действия в той или иной сложившейся ситуации;
Не торопитесь при работе с лебедкой;
Пользуйтесь правильным снаряжением;
Используйте все необходимые средства защиты и давайте веревке скользить в руках;
Веревкой и блоком контроля должны управлять только вы;
Отрабатывайте шаги;
Используйте лебедку только по прямой траектории
Пошаговая инструкция по изготовлению электролебедки из стартера
Когда все необходимые детали собраны, то можно приступать изобретательству. Велосипед заново придумывать, конечно же, никто не будет, но предстоит немного пораскинуть мозгами. И так, у нас есть все необходимые детали, чертежи, схемы, немного проводов, болтов и желание – можно приступать к изготовлению лебедки из стартера своими руками.
ШАГ 1 : стартер. Разбираем стартер. Для изготовления лебедки не нужно втягивающее электромагнитное реле. Снимаем его сразу, и переходим к разбору самого двигателя. Снимаем переднюю крышку стартера и привод включения (бендикс). Пока стартер разобран на части, то можно обслужить его. Заменить или смазать подшипники и заменить щетки. Собираем стартер в обратном порядке, только без передней крышки и бендикса.
ШАГ 2 : редуктор. Подготавливаем понижающий редуктор для самодельной лебедки своими руками. Его также стоит обслужить. Чистим и смазываем весь механизм. В принципе никаких других манипуляций с ним делать не нужно. Оставляем его в покое, и отправляемся делать переходную муфту для того, чтобы подружить наш редуктор с двигателем стартера.
ШАГ 3 : соединяем редуктор и стартер. Для изготовления лебедки из стартера нужно «подружить» шестереночный вал редуктора и вал стартера. Соединить два шестереночных вала можно при помощи переходной муфты или просто приварить один вал ко второму (что мы и сделали).
ШАГ 4 : защитный кожух. Для того чтобы закрыть пространство между редуктором со стартером нам необходимо сделать защитный кожух. Для этого нужно найти трубу подходящего диаметра. Напомним, что диаметр стартера 2101 равен 82,5 мм. Берем трубу (в нашем случае это г/к труба, диаметром 83 мм), отрезаем нужный кусок трубы. Примеряем его к стартеру и редуктору. Электродвигатель стартера имеет ровный край, а край понижающего редуктора имеет характерные выступы. Делаем соответствующие пазы в трубе. После этого у нас получается единый корпус самодельной лебедки из стартера.
Ну, редуктор с мотором стартера мы сдружили, осталось сделать барабан для наматывания стального троса и привод от редуктора к барабану. Для этого дела, нам нужно подобрать подходящее шестереночное колесо и вал. Отправляемся на поиски всего этого добра, и снова в гараж. Ведь электрическая лебедка сама себя не изготовит!
Устройство и принцип работы
Основными элементами конструкции являются:
- тяговый барабан;
- тормозное устройство;
- понижающий редуктор;
- предохранительное устройство.
В отдельных конструкциях устройство лебёдки дополняется различными элементами. В электрических системах установлен электрический двигатель, обеспечивающий вращение барабана. Для увеличения тягового усилия на трос устанавливают специальные тяговые ролики.
В основу таких подъёмных систем заложен следующий принцип работы. Посредством ручного или электрического привода производится протягивание каната через тяговый механизм. Этот механизм обеспечивает движение с постоянной скоростью, при равномерном наматывании каната на барабан. Привод лебёдки оснащён зажимами, тормозной системой, обеспечивающей предотвращение непроизвольного движения груза в обратном направлении.
Виды лебедок
На сегодняшний день производителями разработаны следующие виды лебёдок:
- ручные;
- электрические;
- тяговые;
- маневровые;
- скреперные;
- буровые;
- автомобильные.
Каждый из них обладает своими конструктивными особенностями. Они подразделяются на двух и многобарабанные лебёдки.
Первый вид обладает рычажным механизмом, который вручную приводит в движение барабан с намотанным канатом. Этот механизм имеет штангу или барабан с закреплённым рычагом. Принцип работы таких систем основан на протягивании каната через механизм с наматыванием его на барабан. На конце каната закреплен грузозахватывающий механизм (например, крюк).
В электрических устройствах весь механизм осуществляет движение с помощью электрического двигателя. Это значительно расширяет технические возможности, позволяет перемещать более тяжёлые грузы.
Тяговые агрегаты крепятся к горизонтальной или вертикальной поверхности и используются для проведения различного вида строительных и монтажных работ. С их помощью формируются строительные подъёмные устройства.
Маневровая лебёдка применяется на железнодорожном транспорте для перемещения вагонов на небольшие расстояния. Они бывают электрические или пневматические с одним или двумя барабанами.
Буровые лебёдки используются на буровых площадках при установке или снятии обсадных труб. Скреперные системы устанавливаются на карьерах для перемещения массивов горной породы при добыче полезных ископаемых.
Главным преимуществом применения подобных устройств является возможность замены сложных и дорогостоящих подъёмных и транспортных механизмов.
Виды лебедок
На сегодняшний день производителями разработаны следующие виды лебёдок:
- ручные;
- электрические;
- тяговые;
- маневровые;
- скреперные;
- буровые;
- автомобильные.
Каждый из них обладает своими конструктивными особенностями. Они подразделяются на двух и многобарабанные лебёдки.
Первый вид обладает рычажным механизмом, который вручную приводит в движение барабан с намотанным канатом. Этот механизм имеет штангу или барабан с закреплённым рычагом. Принцип работы таких систем основан на протягивании каната через механизм с наматыванием его на барабан. На конце каната закреплен грузозахватывающий механизм (например, крюк).
В электрических устройствах весь механизм осуществляет движение с помощью электрического двигателя. Это значительно расширяет технические возможности, позволяет перемещать более тяжёлые грузы.
Тяговые агрегаты крепятся к горизонтальной или вертикальной поверхности и используются для проведения различного вида строительных и монтажных работ. С их помощью формируются строительные подъёмные устройства.
Маневровая лебёдка применяется на железнодорожном транспорте для перемещения вагонов на небольшие расстояния. Они бывают электрические или пневматические с одним или двумя барабанами.
Буровые лебёдки используются на буровых площадках при установке или снятии обсадных труб. Скреперные системы устанавливаются на карьерах для перемещения массивов горной породы при добыче полезных ископаемых.
Главным преимуществом применения подобных устройств является возможность замены сложных и дорогостоящих подъёмных и транспортных механизмов.
Тонкости работы рычажной лебёдкой
В грузоподъёмных ручных механизмах рычажного типа главным фактором для достижения требуемого значения крутящего момента является наибольшее рабочее усилие на рукоятку. Оно определяется продолжительностью непрерывной эксплуатации рычажной лебёдки. Если рычажная лебёдка эксплуатируется в длительном режиме, то усилие на рукоятке не может превышать 10 кг. При кратковременной работе (5 минут и меньше) такое усилие может составлять 16 кг.
Если ручная рычажная лебёдка оснащена полиспастом, то усилие на рукоятке снижается, но одновременно увеличивается количество оборотов рукоятки, которое необходимо выполнить для перемещения груза на такое же расстояние.
В современных конструкциях данных механизмов проверочное усилие на рукоятку обычно составляет не менее 80 кг, что должно указываться производителем в паспорте на лебёдку.
От усилия на рукоятке зависят и размеры ручной тросовой лебёдки. Основными из них являются:
- Плечо (радиус вращения) рукоятки, которое не должно быть меньше 400 мм.
- Центр вращения рукоятки должен располагаться на высоте, удобной для работы с рычажной лебёдкой.
- Длина управляющей ручки для лебёдок сравнительно небольшой грузоподъёмности (до 2 т) должна быть не менее 300 мм, если механизм большей мощности (4 т и более), то длина рукоятки увеличивается до 350…400 мм. Особо мощные исполнения рычажных лебёдок могут оснащаться удлинёнными до 600 мм рукоятками, в этом случае механизм управляется двумя работающими. Вместе с тем для удобства эксплуатации длину рукоятки более 800 мм не предусматривают.
- Средняя рабочая скорость движения руки пользователя на рукоятке не должна превосходить 1 м/с, что соответствует угловой скорости вращения троса на оси в 60 м/мин.
Действующими правилами эксплуатации ручных грузоподъёмных механизмов установлено, что при работе на одной лебёдке двух человек учитывается неодновременность приложения ими рабочего усилия. Нормативный коэффициент неравномерности φ равен 0,8. Таким образом, момент на входном валу может быть рассчитан по зависимости Mвх = P×φ×l×m×n, где Р – усилие, развиваемое пользователем, l – длина рукоятки, m-количество рабочих, n – количество полиспастных блоков.
С учётом того, что практически любая рычажная лебёдка имеет зубчатую передачу или полиспастный блок, выходной крутящий момент будет выше: Мвых = Мвх×i×η, где i – передаточное число блока/передачи, а η – суммарный КПД привода механизма.
Иногда для правильного выбора типоразмера ручной рычажной лебёдки необходимо знать скорость перемещения груза v. Её можно вычислить по зависимости:
v = vp×D/(2×а×i×l), где vp – скорость качательного движения руки работающего, D — диаметр наматываемого троса, а – кратность полиспаста (если данное устройство отсутствует, то а = 1)
Маневровые лебедки
Маневровая электрическая лебедка сконструирована для перемещения железнодорожных вагонов и полувагонов, цистерн и платформ, а также для вспомогательных работ по горизонтальному перемещению грузов из вагонов, стоящих на прирельсовых путях вблизи складских помещений. Также они применяются на промышленных предприятиях, на элеваторах, при разработке полезных ископаемых и в шахтах для откатки вагонеток по горизонтальным участкам рельсового пути. Наиболее мощные модели таких лебедок могут передвигать одновременно до 17 загруженных вагонов общей грузоподъемностью 1200 тонн. Установка вблизи прирельсовых складов маневровых электрических лебедок весьма целесообразна с экономической точки зрения, так как позволяет отказаться от использования электровозов или маневровых тепловозов.
Производитель | ПромСнабКомплект |
Тяговое усилие, кг | 5000 |
Тяговое усилие вспомог. барабана, кг | 500 |
Длина каната , м | 220 | 220 |
Диаметр каната, мм | 22.5 |
Скорость намотки каната, м/мин | 2 |
Напряжение питания, В | 3×380 В |
Мощность двигателя, кВт | 3.2 |
Производитель | ПромСнабКомплект |
Тяговое усилие, кг | 7100 |
Длина каната , м | 100 |
Диаметр каната, мм | 22.5 |
Скорость намотки каната, м/мин | 12 |
Напряжение питания, В | 3×380 В |
Мощность двигателя, кВт | 11.8 |
Производитель | ПромСнабКомплект |
Тяговое усилие, кг | 10000 |
Тяговое усилие вспомог. барабана, кг | 1250 |
Диаметр каната, мм | 28 |
Скорость намотки каната, м/мин | 4 |
Напряжение питания, В | 3×380 В |
Производитель | ПромСнабКомплект |
Тяговое усилие, кг | 14000 |
Длина каната , м | 200 |
Диаметр каната, мм | 28 |
Скорость намотки каната, м/мин | 12 |
Напряжение питания, В | 3×380 В |
Мощность двигателя, кВт | 18.5 |
Тяговое усилие, кг | 15000 |
Тяговое усилие вспомог. барабана, кг | 1500 |
Диаметр каната, мм | 32 |
Скорость намотки каната, м/мин | 4 |
Напряжение питания, В | 3×380 В |
Производитель | ПромСнабКомплект |
Тяговое усилие, кг | 20000 |
Тяговое усилие вспомог. барабана, кг | 3200 |
Диаметр каната, мм | 37 |
Скорость намотки каната, м/мин | 4 |
Напряжение питания, В | 3×380 В |
Специальные гаджеты и экипировка
Конечно, одна только лебедка не является гарантированным спасением, но, если взять лебедку и использовать ее вместе с некоторыми специальными устройствами, то она станет весьма перспективным инструментом для спасения квадроцикла. Какие же предметы необходимо использовать вместе с лебедкой?
Краги. Краги способны защитить кожный покров от ожогов, стирания и порезов в процессе работы с лебедкой. Это доступная и важная вещь, которую можно легко найти в магазине спецодежды;
Крюковая лента. Лента представляет собой некоторым кусок прочной тряпичной ленты, которая способна облегчить работы с сделать захват транспорта более безопасным;
Полиспаст. Это или один, или несколько блок-роликов, позволяющих усилить полезное действие лебедки в то количество раз, какое количество блоков есть. Также блоки-ролики помогают менять направление тяги, при этом не стирая и не повреждая трос;
Соединительная скоба. Они необходима для соединения между собой пары тросов;
Цепь с крючком. Это своего рода удлинитель, но не стоит забывать и о том, что для этой цепи нужен свой особый блок-ролик
Кроме того, цепь способна повреждать кору деревьев, так что с этим осторожно;
Защита для деревьев. Создается из нейлона и используется как подкладка для фиксации точки опоры;
Динамическая стропа. Стропа необходима для того, чтобы вытягивать транспорт из ловушки с помощью растяжения. Динамическую стропу нужно использовать, только если квадроцикл на самом деле сильно влип;
Инструменты. Это лопата, бензопила или топор;
Запасные детали для лебедки и сложным деталей квадроцикла, без которых он не поедет;
Набор инструментов для починки лебедки и квадроцикла.
Виды лебедок
На сегодняшний день производителями разработаны следующие виды лебёдок:
- ручные;
- электрические;
- тяговые;
- маневровые;
- скреперные;
- буровые;
- автомобильные.
Каждый из них обладает своими конструктивными особенностями. Они подразделяются на двух и многобарабанные лебёдки.
Первый вид обладает рычажным механизмом, который вручную приводит в движение барабан с намотанным канатом. Этот механизм имеет штангу или барабан с закреплённым рычагом. Принцип работы таких систем основан на протягивании каната через механизм с наматыванием его на барабан. На конце каната закреплен грузозахватывающий механизм (например, крюк).
В электрических устройствах весь механизм осуществляет движение с помощью электрического двигателя. Это значительно расширяет технические возможности, позволяет перемещать более тяжёлые грузы.
Тяговые агрегаты крепятся к горизонтальной или вертикальной поверхности и используются для проведения различного вида строительных и монтажных работ. С их помощью формируются строительные подъёмные устройства.
Маневровая лебёдка применяется на железнодорожном транспорте для перемещения вагонов на небольшие расстояния. Они бывают электрические или пневматические с одним или двумя барабанами.
Буровые лебёдки используются на буровых площадках при установке или снятии обсадных труб. Скреперные системы устанавливаются на карьерах для перемещения массивов горной породы при добыче полезных ископаемых.
Главным преимуществом применения подобных устройств является возможность замены сложных и дорогостоящих подъёмных и транспортных механизмов.
Виды электрических лебедок
Как правило, устройство электрической лебедки практически одинаковое в различных моделях. Они состоят из двух барабанов (основной и вспомогательный), мотора, редуктора, пусковой установки. Сам механизм крепится к раме, где находятся ролики, что предупреждают трение каната.
В наиболее простом варианте, схема устройства лебедки электрического типа выглядит так:
Можно выделить несколько разных типов электрических лебедок:
- по виду каната (цепные, тросовые);
- по устройству редуктора лебедки (планетарные, гидравлические и т. д.);
- по назначению (автомобильные и промышленные);
- по необходимому питанию (220 В и 380 В).
Как правильно выбрать лебёдку
Чтобы не ошибиться в покупке лебедки, технические характеристики такого оснащения должны соответствовать весу машины. На скромный городской автомобиль нет смысла устанавливать мощное тяговое устройство. В большинстве случаев можно ограничиться ручной лебёдкой с рычажным управлением. Спортивный транспорт также обладает своей спецификой, так лебедка для квадроцикла зачастую имеет стационарную установку, но небольшой вес техники требует гораздо меньшего усилия.
Использования тягового оборудования позволит избежать множества проблемных ситуаций на плохой дороге. Даже небольшая лебедка для лодки способна оказать неоценимую помощь, но гораздо правильней будет подготовиться к любым событиям, которые могут случиться в пути
Можно положить лебёдку в багажник или установить её в районе бампера, в любом случае такая мера предосторожности будет оправданной и поможет избежать многих неприятностей
Гидравлические устройства
Преимущества данных вариаций лебедок:
- они подходят для работы при любой температуре окружающей среды;
- высокая устойчивость к критическим нагрузкам (а при перегрузе просто срабатывает защитный клапан);
- предусмотрено плавное изменение скорости вращения.
А единственный недостаток — это стоимость. Но и среди недорогих моделей можно подобрать достойные варианты. Самые популярные среди таковых:
- Rock RC-18000-H. Тяговое усилие до 8 тонн, стальной трос толщиной в 12,7 миллиметров (можно заменить на капроновый). В комплекте есть не только переходники для присоединения к гидравлике авто, но и монтажная планка. Средняя цена — 170 тысяч рублей.
- Comeup HV-12. Тяговое усилие до 5,5 тонн, длина стального троса — 38 метров. Привод — через 2-ступенчатую планетарную систему. Есть как автоматический, так и ручной тормоз (используется в качестве аварийного). В комплекте только базовые запчасти для присоединения к гидравлике. Средняя цена — 132 тысячи рублей.
Лебедка из мотоцикла своими руками
Вы не поверите, но лебедку можно смастерить из завалявшегося старого мотоцикла, а точнее, из некоторых деталей, которые замечательно подойдут для изготовления «самопального» механизма.
Как и в предыдущих вариантах, мотор фиксируем к раме. Рабочая часть лебедки изготовлена из главной звездочки (она расположена на двигателе). Мотоциклетная цепь отлично подойдет для наших нужд. Барабан крепим ранее подготовленными гайками и болтами. Если конструкция позволяет, то на раме можно сделать продольные отверстия. Они позволят двигаться барабану, что поможет регулировать натяжение цепи.
Механическая
Не надо путать подобное устройство с ручными механизмами, рассмотренными выше. В данном случае подключается автомобильная лебедка непосредственно к двигателю с использованием коробки отбора мощности. Один из ее вариантов показан на фото
Достоинством такой лебедки является высокое тяговое усилие и надежность, вот только жаль, что использовать ее на большинстве машин нельзя. Дело в том, что только отечественные военные УАЗы комплектуются коробкой отбора мощности, да еще некоторые модели, например, Тойоты или Ниссана. Однако стоит отметить такой ее недостаток, как возможность использования только при запущенном двигателе, если он заглох, то не будет работать и подобная автомобильная лебедка.
Описание и характеристики
Современная лебёдка является подъёмным устройством, которое позволяет перемещать грузы в горизонтальной и вертикальной плоскости. Их используют для решения следующих задач:
- при проведении строительно-монтажных работ;
- в автомобильных мастерских;
- для транспортировки груза на небольшие расстояния;
- преодоления труднопроходимых участков дорог (автомобильные лебёдки).
Можно однозначно утверждать, что такое устройство — это небольшой кран. Его основными характеристиками являются:
- грузоподъёмность;
- длина каната;
- собственный вес;
- способ крепления;
- область применения.
Чаще всего она используется как грузовой механизм в небольших помещениях. Её компактность, надёжность, долговечность позволяет решать широкий круг задач при строительстве, ремонте, погрузке различных агрегатов.
Отличительные черты
Как любая гидравлическая система данный вид лебедок функционирует за счет давления жидкости, которая производит необходимое усилие. В легковых автомобилях они используют в качестве гидромотора гидроусилитель руля. Это порождает основной минус таких агрегатов, и заключается он в том, что устройство такого рода надо подключать к гидроуселителю, а это весьма сложный и трудоемкий процесс. Второй минус это то что мощности ГУР ( гидроусилитель руля) часто не хватает, и при работе лебедки не возможно повернуть колеса. Так что имейте в виду что приобретая этот агрегат возможно придется модифицировать ГУР. Поэтому рынок гидравлических лебедок потеснили их механические и электрические аналоги. Но все же они все еще находятся на рынке и неплохо продаются. Дело в том, что истинных ценителей качества, надежности и эффективности не останавливают трудности. Ведь если заморочиться, то вы получите весьма тихий агрегат, работающий под водой, надежный и безотказный. Надежность обусловлена тем что ломаться и перегреваться под усилием практически не чему. Также они отличаются от своих аналогов своей повышенной производительностью.