Устройство и электрохимические типы
Главный принцип работы АКБ – постоянная химическая реакция для накопления, отдачи и восстановления электрического тока. Наиболее популярная и востребованная схема – погруженные в водный раствор серной кислоты (электролит) металлические пластины, изготовленные из губчатого свинца (Pb) и его диоксида (PbO2).
Они чередуются и физически разделены сепараторными перегородками. Диоксид свинца обладает сильными окислительными свойствами, изначально несет положительный заряд (анод) и обеспечивает стабильную отдачу энергии под нагрузкой. Отрицательно заряженный свинцовый электрод (катод) поддерживает общую реакцию электролитического растворения металлов и способствует эффективному восстановлению емкости при подключении зарядного тока.
Важно знать, что стандартная автомобильная батарея на 12В – это комплектное устройство, которое состоит из 6 самодостаточных аккумуляторов по 2В («банок»), которые последовательно соединены в единую энергосистему для получения суммарного напряжения. Выход из строя одного элемента нарушает общую работоспособность
Обслуживаемые модели дополнены крышками на каждой банке для контроля уровня электролита и долива воды. Малообслуживаемые изготовлены по технологиям SMF (герметично запечатанный) и VRLA (клапан для стравливания избыточного давления).
Немного о производителе
Отечественное предприятие носит название «Торговый Дом Tubor». Только не путать с «Туборг», поскольку это уже зарубежный изготовитель алкогольного напитка. Российский производитель именуется как «Тубор» и предлагает АКБ для транспортных средств.
В настоящее время ТД Tubor входит в число крупнейших изготовителей и распространителей аккумуляторов в России. Помимо собственной продукции под марками Титан и Кобат (Titan и Cobat), этот производитель также занимается реализацией и распространением АКБ импортного производства. В частности, «Тубор» выступает в роли официального дилера батарей Bosch и Mutlu.
Помимо России, продукцию от «Тубор» можно встретить в странах бывшего Союза.
Изначально компания занималась только продажами. Но в 1999 году был открыт их завод Tubor Accumulating Energy. И тут становится понятно, почему выбрали именно такое название. Дело всё в том, что предприятие было создано совместно с Tudor. Это одна из старейших компаний в мире, которая сейчас входит в состав Exide.
Российское предприятие открыли в городе Бор, в Нижегородской области. Площадь завода составляет около 5 га, а производственные мощности порядка 8 тысяч м². Оборудование поставляли и устанавливали представители Exide. «Тубор» получили лицензию на производство кальциевых АКБ от Tudor. И если изначально выпускалась продукция сторонних брендов, спустя несколько лет после запуска завода российские специалисты разработали собственные АКБ и придумали торговую марку Titan. Это были первые в России кальциевые отечественные аккумуляторы.
В 2007 году появилась марка Cobat Energy, используемая для выпуска бюджетных АКБ, а через 3 года кальциевую технологию заменили на Ca/Ca Plus Silver.
Если не считать собственные бренды Titan и Cobat, то предприятие Тубор также занимается производством аккумуляторов других торговых марок, среди которых:
- TopBat;
- Extreme;
- Batrex;
- FireBird.
От этого ещё интереснее детальнее познакомиться со всем предлагаемым ассортиментом «Тубор».
Маркировка
Нюансы символьных обозначений на АКБ зависят от используемой методологии. Чаще всего это европейский стандарт ETN (European Type Number), который официально сокращен в надписях до двух букв «EN». Сама маркировка состоит из 9-значного числа, разделенного на четыре зоны, последовательно указывающие на диапазон и фактическую емкость, конструктивное исполнение и 10% тока «холодной прокрутки».
Жесткая конкуренция на рынке привела к тому, что производители стараются упростить для потребителей процедуру подбора оптимальной батареи и дублируют информацию на корпусе в более понятной форме. Например, австрийский авто аккумулятор Banner дополнен наклейкой, на которой четко прописаны основные характеристики – рабочее напряжение (V), емкость в амперо-часах (Ah), сила стартерного тока в амперах (A).
На корпусе возле клеммы выбиты четыре буквы, позволяющие узнать дату выпуска. Первые две указывают на порядковую неделю, последние – на год. Чтобы перевести буквенные обозначения в цифры, следует использовать специальную таблицу.
Буква | Соответствующая ей цифра |
А | |
B | 1 |
C | 2 |
D | 3 |
E | 4 |
F | 5 |
G | 6 |
H | 7 |
I | 8 |
J | 9 |
K | 10 |
L | 11 |
M | 12 |
Если на корпусе указано EBBF – это 41-я неделя (начало октября) 2015 года, СGBI – 26-я неделя (конец июня) 2020 г.
На батарее может присутствовать также отечественная (по ГОСТ Р 53165-2008), немецкая (DIN), американская (SAE) маркировка. Между ними существуют различия в трактовке величины пусковых токов. Не зная нюансов, достаточно сложно, к примеру, купить авто аккумулятор Bosch для корректной замены штатной АКБ Exide на «Форде», «Вольво» или «Хонде». (см. таблицу).
Соответствие тока холодного старта в различных стандартах, ампер | |||
EN | DIN | SAE | ГОСТ Р 53165-2008 |
230 | 140 | 250 | 160 |
330 | 200 | 350 | 195 |
360 | 225 | 400 | 225 |
420 | 255 | 450 | 260 |
480 | 280 | 500 | 290 |
520 | 310 | 550 | 325 |
540 | 335 | 600 | 355 |
600 | 365 | 650 | 390 |
640 | 395 | 700 | 420 |
680 | 420 | 750 | 450 |
760 | 450 | 800 | 485 |
Отмененный отечественный стандарт ГОСТ 959-91 соответствовал DIN. Действующий ГОСТ Р 53165-2008 ориентирован на международные нормы IEC 60095-1:2006.
Маркировки по моделям аккумуляторов
У каждой конкретной модели и у каждого производителя используется своя маркировка АКБ. Друг от друга могут отличаться различные цифры и буквы.
До 2014 года производители честно указывали точную дату изготовления, однако с введением закона, регламентирующего новые требования, производители получили право не писать на аккумуляторах дату, а лишь маркировать для собственного использования и перевозки.
Varta и Bosch
Так как компании Bosch и Varta объединились, сохранив только свои индивидуальные названия, то и руководство над ними стало одинаковым. Поэтому коды таких моделей аккумуляторов выглядят и расшифровываются идентично.
Вариант маркировки Bosch представлен в более сложном виде, но и информации он предоставляет больше. С 2014 года компания перешла на 13-значную систему маркирования. На АКБ она находится на крышке сверху. Например: С7С8171523052.
Маркировка расшифровывается так:
- С — это производственные особенности, идет первой буквой;
- 7 — номер производственного ряда;
- С — третий символ, обозначающий страну производства (H — Германия, С — Чехия, S — Швеция, A — Австрия);
- 817 — это маркировка по дате выпуска.
Маркировку аккумуляторных батарей по году выпуска можно определить на основании данных следующей таблицы.
Topla
Код нанесен сверху на АКБ лазером и состоит из 14-ти символов. Третий и четвертый — это год выпуска, а пятый и шестой — неделя. Пример маркировки: F1110600941864.
Расшифровывается так: шестая неделя 2011 года (февраль).
Banner
Расшифровка данных моделей аккумуляторов довольно своеобразна. Она основана на 14-ти символах, первые четыре из которых представлены в виде английских букв. Код находится на крышке изделия и выжигается лазером. Например, DEBC.
Первая и вторая буквы означают неделю года. Третья и четвертая буквы — это последние две цифры определенного года выпуска.
Счет идет от A до M:
B — 1, C — 2, D — 3, E — 4, F — 5, G — 6, H — 7, I — 8, J — 9, K — 10, L — 11, M — 12.
Mutlu
Известная турецкая компания использует простой способ маркировки аккумуляторов. Она располагается на боковой части крышки АКБ и представлена в виде шести цифр.
Например, код 380125 расшифровывается так:
- 3 — это число, показывающее номер партии;
- 8 — точный год выпуска, в данном случае — 2018;
- 01 — месяц (январь);
- 25 — точный день производства АКБ — 25-е число.
Результат определения: 25 января 2021 г.
Cobat
Место нанесения аббревиатуры находится сверху на крышке, а маркируется АКБ специальным принтером на производстве.
Определить дату изготовления аккумулятора можно по пяти символам: первая цифра — это день недели, вторая и третья — номер недели в году от 01 до 53, четвертая — год изготовления, но только латиницей. Например, 2021 год — Т, 2021 — Х, 2021 — L.
Vortex
Компания использует свою систему кодирования. Весь код делится на две части. В первой — четыре, а во второй — шесть символов. Во второй части первые две цифры означают год, третья — полугодие, четвертая — номер месяца в прописанном до этого полугодии.
Ямал
Ямал — это типичный российский продукт. Потому и обозначение кода здесь такое же, как у тюменских батарей. Первые две цифры — это месяц изготовления, а последующие четыре — год. Все довольно просто.
Амур
Амур использует схожую с Тюменским медведем и Ямалом систему кодов, но еще проще. Маркировка состоит из четырех цифр: первые две — месяц, вторые две — год (точнее, две последние цифры года). Например, 05 16 — май 2021 года.
Тюменский медведь
Самым легким вариантом маркировки является использование шести чисел, два из которых обозначают месяц, а последние четыре — год производства.
Все российские батареи используют этот способ подачи информации, которая находится на верхней части аккумулятора. Например, код 032017 означает, что батарею произвели в мае 2021 года.
Единственным минусом такой маркировки является отсутствие дня выпуска — известен только месяц.
Европейская
В Европе используют для маркировки один из двух стандартов: DIN (немецкий) или ETN (международный). Часть маркировки в стандартах совпадает, но часть и различается (примером послужит немецкий – 55519, международный – 555065043):
- Значения совпадают, и первая цифра обозначают автомобильную группу и классификацию номинальной ёмкости (5 – от 1 до 99 А-ч).
- Две следующие цифры указывают ёмкость АКБ (55А-ч).
- В третьей цифре стандарты уже различаются в маркировке: в немецком стандарте используются 2 цифры (19), а в международном – 3 (065). Но означают они одно – исполнение аккумуляторной батареи.
- Цифры 043 (ETN) показывают значение тока холодной прокрутки – но не весь, а только 0.1.
Маркировка аккумуляторных батарей для автомобилей
Эксплуатация и обслуживание
Бывалому автомобилисту вряд ли потребуется детальная инструкция по эксплуатации, чтобы грамотно содержать АКБ производства «Тубор».
Да, к каждой батарее обязательно прилагается инструкция, которую покупатель обязуется прочитать и принять во внимание все официальные рекомендации. Но если у автомобилиста уже есть опыт работы с теми или иными АКБ, обслуживание этих батарей будет осуществляться по стандартной схеме
Но если у автомобилиста уже есть опыт работы с теми или иными АКБ, обслуживание этих батарей будет осуществляться по стандартной схеме.
Можно дать несколько общих рекомендаций.
- Проводите периодическую проверку состояния аккумулятора «Тубор». Для этого рекомендуется проверять состояние корпуса, клемм и проводов, очищать их от загрязнений и окислов. С окислением можно бороться обычным раствором из тёплой воды и пищевой соды в пропорциях 10 к 1.
- Хотя бы раз в 2–3 месяца ставьте аккумулятор на подзарядку, если большую часть времени проводите в городских пробках. При такой эксплуатации АКБ не успевает восполнить заряд от генератора. Эксплуатация с постоянно разряженным аккумулятором спровоцирует ускоренный износ и потерю ёмкости.
- Если это малообслуживаемый аккумулятор с доступом к банкам, можно раз в 1–2 месяца снимать крышки, проверять уровень и плотность электролита. По мере необходимости в банки доливается дистиллированная вода.
- Необслуживаемые АКБ достаточно только заряжать и следить за их общим состоянием.
- Для зарядки рекомендуется использовать автоматические зарядные устройства. Работа с ручными ЗУ осложнит жизнь автомобилисту и может нанести вред самой АКБ при неправильном обращении с зарядным устройством.
Если возникнут какие-то вопросы, всегда можно обратиться к официальной инструкции.
Маркировка отечественных АКБ
При нанесении маркировки на свои аккумуляторы отечественные производители ориентируются на требования ГОСТ 53165-2008. Схема маркировки следующая:
Маркировка автомобильных аккумуляторов отечественных производителей
Первая цифра в этом обозначении показывает, сколько банок имеется в составе аккумуляторной батареи. В зависимости от этого определяется номинальное напряжение АКБ. Второй блок с буквами показывает назначение аккумулятора. В этом случае, стартерная батарея. Затем идёт число, указывающее номинальную ёмкость автомобильного аккумулятора.
Четвёртая группа букв или цифр указывает на исполнение АКБ. В примере на изображении аккумулятор с общей крышкой, с полиэтиленовым сепаратором-конвертом, залитый и заряженный.
В большинстве случаев производители наносят все данные из маркировки на различных наклейках на АКБ. Перечисляется номинальная ёмкость, напряжение, пусковой ток и т. п. Но обычно все это делается в рекламных целях, подчёркивается информация, которая выгодна производителю. И скрываются данные, которые афишировать не хочется. Поэтому вам лучше уметь самостоятельно извлекать все необходимые параметры из заводской маркировки.
Российская
Отечественные производители наносят маркировку не просто по общепринятой договорённости – правительством введён ГОСТ, который строго определяет, в каком порядке и какие данные должны быть нанесены на аккумулятор.
Маркировка АКБ
Согласно ГОСТ на автомобильном аккумуляторе должны быть нанесены следующие обозначения в соответствующем порядке — примером послужит 6СТ60АП3 – при расшифровке, это будет значить:
- Обозначает, какое количество банок имеет выбранный аккумулятор (6).
- Определяет назначение АКБ, и позволяет подобрать подходящий. Для автомобилей должно стоять значение СТ – стартерная батарея.
- Третья цифра обозначает ёмкость АКБ (60);
- Последняя группа в обозначении (АП3), указывает на исполнение батареи.
Маркировка даты выпуска аккумулятора
Общие требования
Маркировка батарей зависит не только от производителя, но и типа устройства. Это связано с тем, что для установки на спецтехнику, легковые и грузовые авто устанавливаются разные АКБ. Кроме этого, на маркировку аккумулятора автомобиля влияет и страна, в которой он используется.
На батареях в обязательном порядке должна быть указана следующая информация:
- Название производителя.
- Номинальный показатель напряжения.
- Емкость аккумулятора.
- Тип устройства, который может указываться в соответствии с требованиями сразу нескольких стандартов.
- Количество элементов питания, установленных в корпусе батареи.
- Дата выпуска, и чаще всего эта информация зашифрована.
- Полярность контактов.
- Предупреждающие символы, число которых зависит от изготовителя.
Расшифровка даты выпуска аккумулятора в длинном коде
Как узнать дату изготовления автомобильных аккумуляторов Bosch, Varta, Berga, Blackmax? У них информация закодирована в 24-значном шифре. Где именно, в коде стоит дата выпуска на аккумуляторе? Это четвертый знак – год, 5,6 – месяц. Информация о дате выпуска и дате изготовления указана в центре лицевой наклейки из 3 цифр и на верхней крышке, в длинном производственном коде. Цифры отличаются, более свежая — заливка электролита в корпус.
Но с 2014 года месяц в закодированном виде: январь – апрель указываются как 17,18,19,20, а май – декабрь по порядку от 53 до 60. Не разыскивая дату выпуска, как еще можно определить свежесть аккумулятора Варта? На этикетке или крышке аккумулятора нанесен цветной кружок. Его цвет соответствует кварталу и году, когда произвели продукцию.
Производителей аккумуляторов множество. Чтобы узнать, как закодирована дата изготовления аккумулятора и проверить ее, можно прочитать расшифровку в инструкции, прилагаемой к прибору.