В чем проблема?
Или зачем заряжать аккумулятор, не снимая его с автомобиля? Мониторинг форумов, автоблогов, рассказы друзей-знакомых и, возможно, даже личный опыт позволяют выявить такую закономерность: при отключении аккумулятора «слетают» все настройки и установки бортового компьютера, мультимедиа-системы и прочих подключенных в сеть приспособлений. Конечно же, хочется избежать длительных перенастроек всей электроники, которой в современном авто предостаточно.
Где сделать качественный ремонт подвески и двигателя?
В обратной же ситуации существует риск выхода из строя оборудования. С одной стороны, потеря не представляется критичной, если речь идет о магнитоле или часах, с другой, новые машины могут оснащаться довольно дорогими электронными устройствами, работоспособность которых, кроме всего, может быть принципиальна для нормального функционирования всех систем автомобиля.
Техника безопасности
Выше говорилось про технику безопасности при подаче тока на работающие клеммы аккумулятора. Вот какие этапы она подразумевает:
соединить сначала плюсовой провод зарядника, а потом уже минусовой (на случай, если по неосторожности вы забудете отключить ЗУ от сети) — отключение проводится в обратной последовательности;
не допускать контакта проводки с поверхностью АКБ, кузовом машины и топливными шлангами;
включать вилку зарядного устройства в розетку 220 В лишь после соединения проводов с клеммами АКБ — отключать из сети тоже, только после скидывания проводов;
во время зарядки отключать все потребители тока в машине — автомагнитолу, климат‐контроль, печку, фары и т. д.. Подзаряжать аккумуляторную батарею, не снимая ее с машины — разрешается
Хотя желательно, если вы далеки от техники безопасности и не можете разобраться с качеством зарядного устройства, доверить процедуру специалистам. Также можете скинуть клеммы, подать напряжение на АКБ, а потом разобраться с «улетевшими» настройками электронных систем автомобиля.
Подзаряжать аккумуляторную батарею, не снимая ее с машины — разрешается. Хотя желательно, если вы далеки от техники безопасности и не можете разобраться с качеством зарядного устройства, доверить процедуру специалистам. Также можете скинуть клеммы, подать напряжение на АКБ, а потом разобраться с «улетевшими» настройками электронных систем автомобиля.
Как понять, что автомобильный аккумулятор разряжен полностью?
Есть ряд методов проверки АКБ. Наиболее элементарный подразумевает наличие на изделии индикатора-глазка. Если он зеленоватого оттенка, это свидетельствует о том, что аккумулятор готов к пуску двигателя. Однако информация эта весьма примерная: на контактах может быть требуемое значение напряжения, но пускового тока (ёмкости) для проворачивания коленвала будет мало. Обычно это обусловлено минусовой температурой, когда химический раствор в банках перестаёт реагировать с пластинами, сделанными из свинца. Есть и иные способы определения исправности АКБ:
- Применение тестера (вольтметра). Штатное напряжение на хорошо заряженной батарее составляет 12,8 В. Когда оно становится ниже 11,8 В, значит аккумулятор совсем разряжен. Если напряжение находится между двумя этими значениями, то разряд частичный.
- Применение нагрузочной вилки. Считается наиболее точным методом. По электронной схеме это вольтметр, параллельно которому подключен резистор на 0,018–0,02 Ома. При подсоединении на 7–8 сек. вилки к выводам, показания прибора для АКБ ёмкостью 55–60 А/ч – 10,5 вольт. Когда стрелка вольтметра отклоняется только до 8,18 вольт, это говорит о полном разряде.
- Контроль напряжения на АКБ без снятия с машины. Зажгите габаритные огни, а также дальний свет. Это даст нагрузку примерно в 10 А. При заряженном аккумуляторе напряжение на контактах – 11,2 В.
- Проверка при старте. Эту делается при совершенно исправном стартере. При пуске стрелка вольтметра должна отклониться до 9,5 В. Здесь есть важный момент: когда батарея готова к эксплуатации, но вольтаж всё равно меньше, проблему следует искать в стартере.
Причиной разрядки АКБ чаще всего является неверная эксплуатация изделия. Имеется в виду неправильная подпитка. Ведь как автовладельцы в основном пытаются зарядить севший аккумулятор? Либо совсем разряжают АКБ, либо, наоборот, долго держат подключенной к зарядному устройству. Всё это ведёт к нарушению внутренней структуры батареи. В последнем случае окисляется плюсовая клемма (а то и обе), в первом – с пластин сползает свинцовая паста. Подобных неприятностей можно избежать, если пользоваться не свинцово-кислотными, а кальциевыми аккумуляторами, которые просто не берут заряда больше, чем на 95 %.
Ещё одна причина «несанкционированного» разряда – забывчивость автовладельца. Это оставленные на ночь габаритные огни, противотуманки, включенное зажигание, незакрытые двери. Можно ли зарядить полностью разряженный автомобильный аккумулятор? Если авто долго было на стоянке либо под крышей, а напряжение на батарее уменьшилось до 2 вольт, то реанимировать последнюю невозможно.
Как устроен автомобильный аккумулятор
Большинство автомобилей укомплектованы кислотно-свинцовыми аккумуляторными батареями. Конструкция такой АКБ представляет собой 6 баночек, помещенных в изолирующий корпус, выполненный из твердого пластика, устойчивого к воздействию едкой серной кислоты.
Все баночки в корпусе последовательно соединены. В них находятся положительные и отрицательные электроды. Они представляют собой свинцовые решетки, покрытые активной массой.
Электроды помещены в электролит. Со временем пластины электродов постепенно выходят из строя, вследствие чего емкость аккумулятора значительно уменьшается. Чем меньше становится его емкость, тем быстрее происходит разрядка. Работая в тесной связке с генератором в бортовой системе автомобиля, аккумулятор является источником электрического тока и существенно сглаживает его пульсации в сети. Перечислим основные функции аккумуляторной батареи:
- обеспечение запуска мотора путем подачи питания на стартер;
- обеспечение питания током сети автомобиля в то время, когда мотор заглушен;
- обеспечение питания током всей системы, если во время поездки случится перегруз генератора.
Рассмотрим технические характеристики АКБ для легковых автомобилей. Напряжение аккумуляторных батарей составляет 12 В. Емкость возможна в пределах 40─130 Ач. Пусковой ток 300─1300 А.
К аккумулятору предъявляются следующие требования:
- небольшой процент саморазряда;
- высокий пусковой ток;
- компактность;
- минимум обслуживания.
Существуют два типа АКБ:
- Обслуживаемые.
- Необслуживаемые.
В обслуживаемых АКБ на баночках имеются крышки, которые автовладелец может самостоятельно открутить. Если открутить и снять эти верхние крышечки, можно увидеть уровень электролита в банках. Когда уровень электролита становится существенно ниже электродов, это сигнал к тому, что необходима доливка электролита
Важно помнить, что уровень во всех шести баночках аккумулятора должен быть одинаковым.
Пытаясь поднять уровень электролита, автомобилисты его разбавляют, для чего частенько заливают в АКБ дистиллированную воду. В случае необходимости это допустимо.
Но не стоит самостоятельно доливать в аккумулятор воду или электролит. Прежде чем это делать, следует специальным прибором померить качество электролита. Если вы все же приняли решение добавить в аккумулятор воду, доливать нужно только дистиллированную и малыми порциями.
Если вы пока еще не имеете опыта выполнения данной процедуры, этого делать не рекомендуется. В таком случае все операции по проверке качества электролита, его уровня и доливки следует доверить специалисту. Эта недорогая услуга способна подарить новую жизнь вашему аккумулятору.
В необслуживаемых аккумуляторных батареях корпус полностью цельный, без крышечек. В батареях этого типа нельзя визуально оценить уровень электролита в баночках. Устройство необслуживаемых батарей предусматривает наличие индикатора заряда, так называемого гидрометра. В народе его называют глазком.
Такой аккумулятор невозможно восстановить или отремонтировать. После полного истощения аккумулятора его останется только утилизировать.
АКБ подключается к автомобилю с помощью положительного и отрицательного выводов, выполненных из свинца. Чтобы не допустить ошибку при подключении устройства, они должны быть разной толщины и соответствующим образом замаркированы.
В автомобиле аккумуляторная батарея крепится двумя основными способами:
- европейский типоразмер батареи – скобой за специальный выступ корпуса АКБ;
- азиатский типоразмер – при помощи скобы.
Существуют АКБ американского типоразмера с боковым креплением клемм, но у нас они практически не используются.
Советы по зарядке АКБ перед зимой
Существует небольшой список из советов от автовладельцев, которые уже несколько раз проходили процесс зарядки аккумулятора на зиму. Наиболее важные из них выглядят так:
- Соблюдение полярности. Красный подключается к плюсовому полюсу, а черный или синий – к минусовому. Если не соблюсти этот параметр, то устройство может в секунду выйти из строя.
- Правильный порядок. Сначала нужно подключить клеммы к АКБ, и только после этого можно втыкать вилку в розетку. Так получится застраховаться от ошибок, которые могут возникнуть из-за неправильно подключенных проводов.
- Выбор помещения. Заряжать аккумулятор на зиму в жилом помещении, конечно, можно. Но нужно, чтобы для этого была выделена отдельная комната, в которой будут открыты окна, чтобы испаряемый электролит сразу выветривался из квартиры. Также нужно позаботиться о доступе к конструкции со стороны домашних животных. Им нельзя подходить к АКБ, так как это может привести к ожогам и удару током.
- Время на подзарядку. Большинство советов по тому, как правильно заряжать аккумулятор перед зимой, включают пункт о том, что не стоит выделять для данной процедуры больше 12 часов. Излишнее расширение электролита может привести к выходу устройства из строя.
Соблюдение этих простых условий поможет зарядить аккумулятор в безопасных условиях, а также не нанести вред самому устройству.
Минусы зарядки аккумулятора без снятия клемм
Описывать преимущества зарядки аккумулятора без снятия клемм нет смысла. Они и так понятны. Автовладельцу не придется снимать тяжелую АКБ. Достаточно просто подключить провода к плюсу и минусу и включить зарядное устройство в розетку.
Но, у этого процесса есть отрицательный момент. Если в вашем автомобиле есть какие-либо аксессуары или узлы (магнитола, лампочки подсветки, автосигнализация и т. д.), которые потребляют энергию, в то время, когда машина не заведена, то процесс зарядки может затянуться.
К тому же, на дисплее зарядного устройства, даже когда ваша АКБ будет иметь полный заряд, стрелка не упадет на ноль. Она будет всегда показывать ток, который потребляет, находящееся в работе внутреннее устройство на авто. Поэтому вы можете не понять, когда наступил момент окончания процесса.
Также следует учитывать, что зарядку можно производить лишь в теплое время года или в отапливаемом помещении зимой.
Взгляд со стороны химии
Независимо от типа установленного в вашей машине аккумулятора, его работа основана на одной и той же реакции – преобразовании диоксида свинца в сульфат свинца в процессе разряда аккумулятора и восстановлении диоксида свинца из сульфата при заряде. У полностью заряженного АКБ «запас» сульфата свинца на катодах практически отсутствует.
Однако, поскольку в аккумуляторе используется не чистая серная кислота, а ее раствор в дистиллированной воде, одновременно происходит и электролиз воды. В начале процесса заряда его скорость невелика, но к моменту полной зарядки резко возрастает. Именно таким образом определялась полная зарядка АКБ при использовании примитивных неавтоматических зарядных устройств – бурное газовыделение («кипение») означало, что зарядку пора отключать.
В любом случае, неизбежный электролиз воды для батареи вреден – снижается уровень электролита и повышается его плотность, что снижает емкость и увеличивает скорость разрушения пластин. Именно поэтому в классических обслуживаемых аккумуляторах и предусмотрена возможность контроля плотности электролита и доливки дистиллята.
В более совершенных необслуживаемых аккумуляторных батареях химия процессов заряда-разряда была усложнена – на пластинах, легированных кальцием, происходит рекомбинация водорода, иначе говоря темпы потери воды снижены в разы. Поэтому такие АКБ и не требуют контроля состояния электролита в течение всего срока службы, но одновременно и более чувствительны к самому процессу зарядки: выведя условия заряда из номинальных, мы одновременно нарушаем ход процесса рекомбинации. Начинающееся «кипение» электролита не только приведет к падению его уровня и росту плотности – с большим объемом газов может не справиться и сама вентиляция АКБ, что уже чревато вздуванием и разрушением корпуса (чаще всего, правда, вылетает «глазок», встроенный в крышку).
Видео: Сколько по времени заряжать аккумулятор автомобиля? Просто о сложном
Нужно помнить и об еще одной «нештатной» химической реакции. При глубоком разряде аккумулятора на его пластинах начинают активно образовываться крупные кристаллы все того же сульфата свинца. Это приносит сразу две проблемы:
- Сульфатированный аккумулятор имеет изначально очень высокое внутреннее сопротивление, так как падают и плотность электролита (в самых «тяжелых» случаях практически вся серная кислота расходуется, превращая электролит в почти чистую воду), и активная площадь пластин. Восстанавливать такой аккумулятор труднее, чем просто подзарядить – батарея практически не принимает заряд, поэтому этот процесс мы опишем в отдельном разделе.
- Скопление кристаллов сульфата свинца непрочно – они медленно рассыпаются, падая на дно аккумулятора. Эти потери безвозвратны – осевшие на дно кристаллы не будут участвовать в реакции восстановления при зарядке. Сами пластины истоньшаются и под действием тряски и вибрации могут окончательно рассыпаться – именно поэтому справедливо правило «чем тяжелее аккумулятор – тем больше его ресурс». В обслуживаемых аккумуляторах возможны промывка и замена электролита, для необслуживаемого аккумулятора глубокая сульфатация означает только одно – замену.
Последствия отключения батареи
Жестко обозначенного круга последствий отключения аккумулятора при необходимости его зарядить нет. Собственно, даже в очень похожих по функционалу моделях автомобилей, снимая клеммы, можно обнаружить абсолютно разные результаты. Наиболее часто случаются:
- обнуление установок бортуправления климатом в салоне;
- блокировка штатной магнитолы.
Конечно, больших угроз такие проблемы не несут. Для разблокирования медиа достаточно просто ввести код, а настройки электроадаптации сами восстановятся спустя пару десятков километров пробега. Однако, случаются и менее распространенные, но и не менее неприятные последствия кратковременного отключения аккумулятора из цепи автомобиля:
- сбой настроек климат-системы;
- удаление памяти оперативного запоминающего устройства;
- сбои в системе современных акустических систем, которые могут приводить к необходимости переустановки программного обеспечения.
Очевидно, что после того, как автовладелец столкнется хотя бы с одной из описанных (или неописанных) проблем, у него возникает желание исключить их в дальнейшем. Поэтому вопрос, может ли осуществляться зарядка аккумулятора, подключенного в цепь, становится актуальным и вполне логичным.
Процедура замены электролита в автомобильном аккумуляторе
Нужно ли заряжать новый аккумулятор
Автовладельцы должны быть в курсе, приобретая новый аккумулятор – он нуждается в подзарядке. Часто виноваты малограмотные продавцы, которые в местах продаж должны осуществлять подзарядку.
Перед «выходом» с предприятия-изготовителя, АКБ заряжается, но затем длительное время она может находиться в местах продаж. По прошествии этого времени АКБ однозначно потеряет часть заряда.
Изначально необходимо уточнить дату выпуска АКБ, по прошествии полугода и более, ее однозначно потребуется подзарядить перед эксплуатацией. Оценить уровень зарядки нового аккумулятора можно с помощью вольтметра. Полностью заряженный аккумулятор имеет напряжение 12,6 – 12,9 V.
Что происходит при зарядке аккумулятора с присоединенными клеммами?
Условно разделим автомобили на старый тип с карбюраторами и новый – с инжекторами. Первый тип вообще не имеет электронного блока управления, поэтому на них он сгореть не может. Зажигание регулируется механическими системами, устойчивыми к перепадам напряжения, которые питаются только при включенном зажигании.
Генератор в таких автомобилях выдает напряжение через реле регулятора, которое не позволяет батарее перезарядиться и регулирует номинальные значения напряжение и тока. В заглушенном автомобиле при накидывании клемм в цепь включается регулятор и реле стартера, которые не страдают от присоединения к зарядному устройству, поскольку оно выдает не более 15 В. В генераторах более поздних конструкций, регулятор устанавливают непосредственно в корпусе, на задней крышке. Многие из них регулируют только напряжение.
В автомобилях инжекторного типа к стандартной цепи добавляется электронный блок управления (ЭБУ), но все принципы работы остаются теми же. С его помощью отслеживается процесс зарядки батареи через датчик, установленный на регуляторе генератора. Если напряжение падает ниже номинального, на приборной доске загорается соответствующий индикатор. При глушении автомобиля датчик не работает, то есть ток не идет и ЭБУ исключается из цепи, по которой проходит зарядный ток.
На многих современных авто элитных марок стоит несколько ЭБУ, поэтому аккумулятор в них прячется, чтобы при его отключении не сбились настройки, которые можно восстановить только у дилера. Это еще одно подтверждение того, что они рассчитаны на то, чтобы подзарядка осуществлялась без снятия клемм.
В каких случаях зарядка АКБ должна производиться при надетых клеммах
Причина, по которой мануалы многих моделей настоятельно рекомендуют не заряжать отсоединённый от клемм аккумулятор, достаточно проста – речь идёт об автомобилях, у которых имеется энергозависимое оборудование. Если хотя бы на секунду оставить их без питания, имеется вероятность сброса важных настроек или включения режима защитной блокировки.
Подключение зарядного устройства к клеммам аккумулятора
В частности, на автомагнитолах Renault или Nissan используется именно такая защита – и если вы снова подключите аккумулятор, чтобы активировать магнитолу, нужно будет по-новой ввести код, записанный в энергонезависимой памяти устройства. На некоторых моделях при отключении аккумулятора сбрасываются в ноль некоторые настройки электронного бока управления – в частности, информация о суточном пробеге и тратах топлива. Безусловно, это некритичные проблемы, но есть ещё одна опасность – если снимать или одевать клеммы неаккуратно, возможен скачок напряжения в бортовой сети, который может повредить электронные компоненты, включая саму управляющую программу ЭБУ. Но точно такой же риск возможен и при зарядке АКБ непосредственно на автомашине.
Меры безопасности при зарядке АКБ без снятия клемм
Только со стороны процедура зарядки, кажется простой, так как от автовладельца она не требует особенных действий. Реально же зарядка батареи без отсоединения клемм далеко не простой процесс, требующий контроля. При такой зарядке следует соблюдать следующие меры безопасности:
- зарядная станция подключается к сети после подсоединения клемм к выводам АКБ;
- по завершении процесса изначально отсоединяются клеммы с АКБ, а лишь потом выключается зарядная станция.
Соблюдение ниже перечисленных операций в указанной последовательности позволит избежать перенапряжения на выходе из зарядной станции при ее включении и отключении:
- подключать зарядное устройство, необходимо начиная с «плюсового» провода;
- отключать – начиная с «минусовой» клеммы;
- предотвратить включение любого из потребителей электричества автомобиля;
- предотвратить соприкосновение оголенных частей проводов «зарядки» с кузовом авто либо «массой»;
- для зарядки батареи подобрать проветриваемое помещение;
- осуществлять контроль над процедурой зарядки.
Заряжать батарею, не отключая ее от автомобиля, можно только при соблюдении мер безопасности и 100% — ной уверенности в выходных параметрах зарядной станции.
Применение вспомогательной АКБ
Специалисты в автоэлектрике рекомендуют при демонтаже аккумуляторной батареи использовать следующую методику, которая предупреждает сброс параметров электроники автомобиля:
- взять 12-тивольтовый аккумулятор с достаточным уровнем зарядки, способным поддерживать электронику автомобиля;
- посредством специальных проводов эту аккумуляторную батарею параллельно подключить к клеммам авто;
- отключить основную АКБ.
В отсутствие основного аккумулятора электроника машины будет «питаться» от вспомогательного источника энергии. После зарядки основной батареи ее без проблем можно вернуть назад в электрическую цепь. Осложняется данный способ тем, что не у каждого автовладельца в наличии есть запасная батарея и провода для подключения вспомогательного аккумулятора.
Обслуживание аккумулятора
Для того чтобы батарея работала долго и не подводила в неподходящий момент, ее необходимо правильно использовать, а также проводить профилактические операции. Как правило, срок эксплуатации батареи для автомобиля составляет от 5 до 10 лет. Выполняя следующие рекомендации, вы сможете максимально продлить время его использования:
- Периодически (каждый квартал) проверяйте напряжение АКБ, контролируйте уровень электролита и его плотность, протирайте батарею снаружи и чистите клеммы, чтобы не столкнуться с проблемой саморазрядки.
- При длительном хранении аккумулятора без использования, поместите его в холодное помещение, чтобы химические реакции замедлились, поскольку они напрямую зависят от температуры. Также необходима зарядка-разрядка.
Для этого вам может понадобиться специальная вилка для отслеживания напряжения аккумулятора, а также зарядное устройство.
Хотелось бы отдельно отметить выбор зарядного устройства. Для того чтобы зарядить АКБ, не снимая его с машины, необходимо качественное и надежное оборудование. Как правило, выделяют два вида зарядных устройств: с постоянным током и с постоянным напряжением. Что касается их возможностей к сохранению работоспособности аккумулятора, то они, в общем-то, равны. Однако, несмотря на это, каждый из них обладает своими преимуществами и недостатками.
Например, если зарядка производится с использованием устройства, основанного на постоянном токе, то здесь необходим постоянный контроль и корректировка подаваемого тока
Это не очень удобно, так как если весь процесс для батареи объемом 60 А/ч занимает 20 часов, то вам придется каждый 2 часа обращать внимание на показания приборов. Более удобен и выгоден аппарат с постоянным напряжением, который не требует вашего внимания, а по времени зарядки идентичен
В общем, зарядить аккумулятор прямо на автомобиле довольно просто. Главное всегда соблюдать технику безопасности выполнять все советы, которые указанны в нашей статье
Также, всегда обращайте внимание на инструкцию к устройству и на характеристики вашей батареи, чтобы избежать возможных поломок
Как зарядить аккумулятор не снимая с автомобиля
Зарядка аккумулятора без снятия с авто
Как зарядить аккумулятор?
Как завести двигатель, если у вас сел аккумулятор (АКБ)
Запуск двигателя автомобиля пуско-зарядным устройством
Как завести автомобиль с севшим аккумулятором
Мнение водителей.
У опытных автолюбителей не возникает сомнений по поводу наличия зарядки батареи на холостом ходу. Это можно определить при помощи простого примера: процедуры прикуривания. Машина, дающая заряд, работает именно на холостом ходу, а значит отдачи тока хватает на самый тяжелый процесс – запуск двигателя. После прикуривания обе машины смогут спокойно уехать, и никакому не понадобится подзарядка аккумулятора дома через электросеть.
Многие утверждают, что при редких выездах и наличии гаража в зимнее время следует хотя бы раз в месяц прогревать автомобиль до рабочего состояния (АКБ начинает заряжаться с 500 оборотов). Если авто стоит на улице, то следует участить прогревы до двух раз в месяц. Также перед запуском можно проверить количество заряда при помощи обычного сигнала – при плохом звуке батарее требуется подзарядка. Заводить машину лучше после разогрева самого АКБ – можно включить для этого габариты.
При наличии карбюратора можно подкачать бензин насосом, то есть создать дополнительное давление.
Также советуется приобретать аккумуляторы с индикаторами, показывающими наличие подзарядки.
Становится понятным, что аккумулятор отлично заряжается на холостом ходу в любое время года. Зная принцип работы генератора и автомобильной батареи, Вы сможете не волноваться о проблеме зарядки батареи, где бы Вы и Ваш железный конь ни находились.