Визуальная диагностика
Как правило, восстановлением аккумулятора стоит заниматься в том случае, когда напряжение на выходе составляет менее 10 вольт. Для начала стоит внимательно осмотреть изделие на предмет наличия трещин или постороннего шума при небольшой встряске. Если перечисленные дефекты обнаружены, на этом восстановительный этап закончен, поскольку проблему можно решить только покупкой нового аккумулятора.
Если же все в порядке (ничего не брякает, трещин нет), стоит обратить внимание на остаточное напряжение. Если оно меньше 30 %, то вывод тоже неутешительный
Попробовать можно, но тут как в рулетке – может повезет, но вряд ли. Хорошо когда показатель остаточного напряжения приближен к 60 %. В этом случае можно приступать непосредственно к решению проблемы. Итак, как восстановить гелевый аккумулятор скутера?
Что такое литий-ионный и литий-полимерный аккумулятор, в чем их отличие
В состав литий-ионных и литий-полимерных аккумуляторов входят отрицательные пластины из металлического лития. Литий, как очень лёгкий металл, способен обеспечить оптимальную плотность на единицу массы.
Литий-полимерный аккумулятор – это усовершенствованная версия литий-ионного варианта. Только в качестве электролита, в нём используется полимерный материал.
При покупке смартфона или ноутбука далеко не всегда мы берем во внимание, какой аккумулятор там установлен. И только столкнувшись с какими-то проблемами уже в процессе использования гаджета, мы начинаем разбираться в этом вопросе
Шум при зарядке аккумулятора?
Во время зарядки аккумулятора, электролит вступает в химическую реакцию со свинцовыми пластинами, составляющая его кислота выделяет газ (водород) в виде пузырьков. Т.е. то, что вы слышите является процессом слабого газообразования в аккумуляторе. Визуально это выглядит как кипение.
Объясните различия в обозначениях аккумуляторов CTX12-BS и YTX12-BS?
Первая буква в маркировке обозначает идентификатор производителя. Разные производители используют разные буквы. Например, YX12-BS – обозначает завод Sprint, CTX12-BS – Exide, GTX12-BS – Delco. Эти обозначения действительны для большинства свинцово-кислотных, AGM и гелевых аккумуляторов. Но есть исключения.
Правила выбора аккумулятора
Для того чтобы работа эхолота была беспрерывной и бесперебойной, необходимо использовать аккумуляторы, рабочее напряжение которых составляет 12 вольт, а их емкость варьируется от 1 до 15 Ач.
Также стоит отметить, что основными параметрами, которые очень сильно влияют на выбор необслуживаемого аккумулятора, являются габариты. В каждой конструкции эхолота есть посадочное место под аккумулятор. Поэтому выбранный аккумулятор для эхолота должен в этом месте без проблем разместиться.
Перед тем как выбрать аккумулятор, обязательно необходимо запомнить, что его вес должен быть прямо пропорциональным самой емкости. То есть получается, что чем больше емкость аккумулятора, тем он тяжелее.
Помимо этого, рекомендуется обратить внимание и на его работоспособность в диапазоне температур от –10 до +40 градусов, а также на такие параметры, как:
- Герметичность.
- Небольшой вес.
- А также возможность работы в любом положении.
Что касается источника питания, то для эхолота также подойдут и последовательно соединенные батарейки, напряжение которых составляет 1,5 В * 8 = 12 В.
Однако стоит отметить, что такой вариант является не совсем экономичным. Поэтому во время рыбалки необходимо иметь целый комплект запасных батареек. Помимо этого, потребуется самостоятельно изготовить специальный водонепроницаемый контейнер для их размещения.
Каким зарядным устройством заряжать гелевый аккумулятор
Покупая гелевый тип АКБ, нельзя надеяться на то, что его можно будет зарядить обычной техникой. Для этого созданы особые зарядки, имеющие:
- регулировку силы тока;
- температурную компенсацию, которая нивелирует нагрев батареи. Параметры зарядки подстраиваются к температуре АКБ и помещении, где наполняется аккумулятор;
- стадийность заряда– обычно, требуется три этапа. Сначала напряжение постепенно увеличивается, пока не дойдет до предела АКБ. На втором этапе напряжение постоянное, правда, уменьшается сила. Завершающая стадия снижает нагрузку еще больше, ведь ток и напряжение остаются минимальными, чтобы оставшиеся проценты энергии воспринялись батареей нормально.
Спецзарядки работают при положительных температурах. Обычно диапазон составляет 5-40 градусов тепла. Это поможет зарядить батарею где угодно, вне зависимости от времени года.
Что такое сульфатация и что приводит к сульфатации?
Сульфатация — это электрохимический процесс протекающий в аккумуляторе при разряде. Разряд бывает разным, стартерный и длительный, малым током. При длительном разряде малым током (утечка тока при бездействии) или недозаряде с генератора, пластины покрываются сульфатом свинца. Этот процесс обратимый, называют десульфатацией (происходит в процессе заряда). Существует ряд причин, приводящих с сульфатации:
- Частый или постоянный недозаряд, работа аккумулятора в отрицательном балансе (отдаёт больше чем принимает).
- Длительное хранение аккумулятора в недозаряженном состоянии. Напряжение ниже 12,5 Вольт.
- Глубокий разряд. Особенно опасен разряд ниже 10,5 Вольт. Тогда сульфатация становится необратимой. Аккумулятор сильно теряет свою ёмкость и зарядить его невозможно.
Многие ошибочно считают, что сульфатация возникает при перезаряде, перегреве и высоких нагрузках при низкой или высокой температуре окружающей среды. Но это не так. При этих условиях возникает оплыв активной массы пластин в шлам, коробление решёток.
Как предотвратить сульфатацию?
Прежде всего, необходимо поддерживать электрическую систему мотоцикла в исправном состоянии. Аккумулятор должен возобновлять заряд, потраченный во время запуска мотоцикла. Если Вы не планируете использовать мопед длительное время, необходимо отсоединить отрицательную (-) клемму от аккумулятора.
В случае нерегулярной эксплуатации мопеда заряжайте аккумулятор специальным зарядным устройством. Устранение cульфатации возможно посредством заряда аккумулятора длительное время слабым током. В лучшем с случае с сульфатацией справится зарядное устройство имеющее функцию заряда импульсным током. Существует и необратимая сульфатация, при которой аккумулятор не поддаётся зарядке. Корпус таких аккумуляторов как правило имеет вздутия и сильно греется при попытках зарядки.
Если отсоединить аккумулятор – будет ли он разряжаться?
Отключенный от электрической схемы, даже исправный, аккумулятор все равно будет терять заряд, хотя происходить это будет гораздо медленнее, чем тогда, когда он подсоединен к мопеду. Этот процесс называют саморазрядом. И чем старше аккумулятор, тем быстрее протекает саморазряд.
Меры предосторожности при работе с аккумуляторными батареями
Аккумуляторные батареи постоянно выделяют взрывоопасный водород, особенно во время зарядки. Для предотвращения потенциального риска воспламенения при выполнения работ вблизи аккумуляторной батареи следует соблюдать следующие правила:
- Не курите вблизи аккумуляторных батарей.
- Не допускайте искр, короткого замыкания или других источников огня вблизи аккумуляторной батареи.
- При отсоединении/присоединении токопроводящих кабелей обязательно предварительно выключайте потребители, выключите зажигание, поверните ключ в положение выкл.
- Обеспечьте должную вентиляцию зоны зарядки аккумуляторных батарей.
Зарядное устройство должно быть выключено в следующих случаях:
- при подключении к аккумулятору;
- при отсоединении от аккумулятора.
Провод массы (-) обязательно следует отсоединять от аккумуляторной батареи в первую очередь, а подключать — в последнюю.
Аналогия с баком для воды
Понять процессы заряда и разряда аккумулятора помогает сравнение его пластин с баком для воды.
Аналогия с баком для воды, в который подключенный насос закачивает воду, помогает понять процесс зарядки аккумулятора глубокого разряда
Представим закрытый бак внутри которого от верхней крышки до дна установлено несколько сплошных перегородок. В нижней части каждой перегородки расположена полупроницаемая мембрана. К резервуару подсоединен насос, который закачивает в него воду.
Постепенно вода заполняет первую секцию бака. Через некоторое время давление воздуха в отсеке повышается, первая мембрана срабатывает и пропускает воду во второе отделение. Вода заполняет второй отсек, но давление в нем остается меньше, чем в первом. Если насос продолжает работу, то давление воды в первом и втором отсеках возрастает до тех пор, пока не откроется второй клапан, и вода не попадет в третью секцию.
Зарядка аккумулятора напоминает заполнение бака водой. Зарядный ток в первую очередь поглощается поверхностью пластин. Напряжение в поверхностных зонах возрастает и возникающая между наружными и внутренними областями разность потенциалов заставляет ток течь вглубь пластины.
Устройство аккумулятора шуруповерта
Основные элементы конструкции:
- Корпус, на котором размещены контакты (соединяют с з/у или электроинструментом).
- «Банки» (как правило, их несколько), объединенные общей цепью.
- Для безопасной эксплуатации есть температурный датчик, предотвращающий перегрев.
Характеристики АКБ для шуруповертов:
- Напряжение (В) – это показатель, характеризующий возможности инструмента. Оно влияет на то, насколько сложные задачи получится выполнить с его помощью. Напряжение можно охарактеризовать как эквивалент мощности сетевых приборов. Показатель непостоянен: достигает пика при полностью заряженной батарее, постепенно снижается в процессе разрядки. Именно поэтому есть смысл выполнять работы, требующие высокой силы удара, вначале.
- Емкость характеризует, какое количество энергии накапливает устройство. Влияет на продолжительность работы на одном заряде. Надо помнить – одно устройство с одной батареей будет работать разное время (зависит от сложности задач).
- Масса и габариты влияют на то, насколько комфортно использовать их с инструментом. Устройство с тяжелой батареей продолжительно удерживать на весу будет неудобно, что скажется на производительности и качестве выполняемых работ.
Дополнительный функционал. Индикатор отражает, какое количество энергии осталось до полной разрядки. Полезен, чтобы распланировать рабочее время. Некоторые производители выпускают батареи, совместимые с рядом разнообразных инструментов: триммерами, шуруповертами, электропилами, лобзиками.
Что означают надписи на аккумуляторе?
В цифрах 18650 запрятаны габаритные размеры аккумулятора.
18мм – это его диаметр
65мм – длина
Нолик (0) используется для обозначения модификации или форм-фактора.
0 – форма сечения круг (цилиндр)
Выпускаются они на напряжение 3,6В или 3,7В. Емкость самой популярной модели – 2600мАh.
Ошибка №1
Аккумуляторы 18650 нельзя перезаряжать более 4,2 вольт.
Разряд у них не должен превышать 2,75-2,8В. Хотя идеальными параметрами для разрядки и долгой службы батареи считается величина 3,2В.
У Panasonic и некоторых других фирм есть батарейки емкостью 3400mAh. Они могут “безопасно” разряжаться до 2,5В.
Ошибка №2
Однако использование большей емкости в простых устройствах с обычным драйвером (простейшие мощные фонари), не всегда приводит к желаемому эффекту.
Такой АКБ просто не сможет отдать всю свою емкость. Вы переплатите за батарейку, а фонарик от этого не станет светить намного дольше.
Но остальные почему-то не получили такого широкого распространения.
А что обозначают другие цифры и буковки нарисованные на бортах бочонка?
Ошибка №3
Универсальной и одинаковой расшифровки для всех батареек нет.
Каждая марка может содержать свой индивидуальный код. Вот например, надпись на самсунговском АКБ – ICR 18650 – 24E.
Первая буква говорит по какой технологии изготовлена батарейка
I – литий-ионная
Далее идет разновидность химии внутри банки. Есть три типа:
C – кобальтовая (самая распространенная)
М – диоксид литий марганцевая (чаще всего высокотоковые модели)
На сегодняшний день они не особо распространены среди известных брендов и в основном производятся китайскими OEM заводами.
F – железо-фосфатная (самые морозостойкие)
Третья буква R – это, собственно говоря, аккумулятор (Rechargeable), т.е. перезаряжаемый.
После тире нарисованы две цифры обозначающие номинальную емкость (24E = 2400мАh).
Емкость еще обозначают буквой “С — capacity”=“емкость”. Через нее в характеристиках выражается зависимость таких параметров как токоотдача и максимальные токи заряда.
Вот сводная табличка по разным маркам аккумуляторов:
У моделей от Panasonic первые буквы немного отличаются. Там вместо ICR чаще всего можно встретить надпись NCR.
Это разновидность кобальтовой химии, куда входит никель и оксид алюминия в качестве изолятора.
Они имеют большее количество циклов заряда (800 против 500) и низкие пороги напряжения разряда (до 2,5В).
Есть еще разновидность INR – сюда входят в равных долях кобальт, никель и марганец.
Отличаются они еще большей плотностью энергии, хорошей отдачей и более долгим сроком жизни (до 1500 циклов).
У марки Sanyo первые буквы вообще могут не иметь ничего общего со всем вышеприведенным. Этот производитель больше был “заточен” на промышленное, а не розничное производство банок.
Поэтому особо не заморачивался с принятыми стандартами от других фирм. В 2008г Sony и Sanyo объединились в одну компанию.
Остальные букво-цифровые надписи отвечают за дату выпуска. И тут опять же у каждого производителя зашифрована целая абракадабра.
Чтобы правильно узнать, когда же была изготовлена ваша батарейка, лучше всего зайти на известный ресурс batterybro.com.
Выбираете там марку, заносите данные и моментально получаете готовый результат.
Что представляют собой гелевые аккумуляторы?
Гелевая АКБ представляет собой продукт преобразования классической батареи. Жидкий наполнитель был заменен гелеобразным. Принцип действия не отличается от такового у привычных кислотно-свинцовых аккумуляторов.
Существует 2 варианта изготовления таких элементов питания:
- Технология GEL. В таком случае используется микропористый сепаратор, наполненный силикагелем.
- Технология AGM. Корпус содержит стекловолокно, пропитанное кислотным составом. Этот же материал выполняет функции сепаратора.
Однако они пользуются спросом среди владельцев мотоциклов и мопедов. Аккумулятор служит не менее 10 лет. Он исправно работает в любом положении. Герметичность корпуса препятствует подтеканию электролита.
Преимущества
К преимуществам гелевых источников питания относятся такие качества:
Гелевый аккумуляторы отличаются безопасностью и длительным сроком службы.
- Высокая сила пускового тока. Гелевый наполнитель плотно прилегает к свинцовым электродам. Это выручает пользователя в зимнее время.
- Невозможность утечки кислотного состава. При незначительном повреждении корпуса электролит не выводится наружу.
- Разнообразие вариантов установки. Батарею можно размещать на горизонтальной, наклонной или вертикальной поверхности. Подобное объясняется отсутствием жидкого наполнителя.
- Безопасность. Аккумулятор не выделяет ядовитых или взрывоопасных паров.
- Подача тока стабильной силы и напряжения. Параметры не изменяются даже при падении уровня заряда до 30%.
- Длительный срок службы. АКБ выдерживает до 700 циклов разряда и заряда. Некоторые модели не утрачивают емкость даже после 1000 зарядок.
- Нечувствительность к перепадам температур. При нагревании или охлаждении гелеообразный электролит сохраняет свойства.
Недостатки
К отрицательным качествам GEL-аккумуляторов относятся такие моменты:
- Необходимость соблюдения правил эксплуатации. Только так можно продлить срок службы батареи. Элемент питания нужно правильно заряжать и подготавливать к хранению.
- Необходимость использования автоматических зарядных устройств, регулирующих напряжение и силу тока.
- Увеличенная, по сравнению с классическими АКБ, стоимость.
Пример специализированных зарядных устройств для свинцово-кислотных и гелевых батарей от фирмы Optima и Universal.
Как заряжать гелевую АКБ обычной зарядкой
Эффективная и безопасная зарядка гелевых аккумуляторов своими руками возможна даже в домашних условиях. Основное требование – обеспечить поступление постоянного тока. Грамотная эксплуатация требует отказа от использования при низком заряде и контроля полностью заряженной АКБ. Также не стоит оставлять гелевые АКБ в разряженном состоянии надолго, поскольку они обладают памятью и ёмкость со временем может снижаться. Итак, почему обычные зарядки не подходят и как их использовать, чтобы они не навредили аккумулятору?
Почему обычная зарядка не подойдёт
Ответ на вопрос о том, можно ли заряжать гелевый аккумулятор обычным зарядным устройством, можно назвать неоднозначным. С одной стороны, подключение обычной зарядки напрямую к такой АКБ выведет её из строя без возможности восстановления. Суть в том, что гель расплавляется на батарею при подаче конкретного уровня силы тока. Расплавленный гель уже не вернёт себе первоначальное состояние, а продолжит плавить оставшееся вещество.
Проблемы также будут следующими:
- аккумулятор не берёт заряд, если батарея заряжена почти до конца, хотя и гель не будет плавиться;
- классические зарядные устройства рассчитаны на эксплуатацию со свинцовыми батареями, а для геля подобные силы тока губительны;
- гелевые батареи очень сложно заставить принять заряд, даже при наличии настраиваемого пускового устройства;
- запрет на нагрев требует незамедлительного отключения питания при полной зарядке;
- отечественный информационный рынок не располагает достаточным количеством сведений об использовании гелевых АКБ (в США они наиболее распространены);
- специфика зарядки отличается от кислотных аккумуляторов;
- если во время зарядки всё-таки начал греться аккумулятор, элемент питания с высокой долей вероятности придётся менять.
С другой стороны, применение правильной технологии позволяет зарядить гелевую АКБ и с помощью обычного ЗУ для кислотного аккумулятора.
Правильное использование обычной зарядки
Чтобы узнать, как зарядить гелевый аккумулятор обычным ЗУ, необходимо дополнительно подготовить вторую батарею, она может быть старой, отработанной или новой, гелевой или свинцовой. Также понадобится непосредственно разрядившаяся гелевая АКБ и зарядное устройство. Принцип безопасной зарядки в данном случае основан на правильном подключении приборов в необходимом порядке.
Поэтапная процедура выглядит следующим образом.
- Подключите второй дополнительный аккумулятор к зарядному устройству.
- Подсоедините клеммы аккумулятора посредника к гелевой батарее (минус к минусу, а плюс к плюсу).
- Подождите пару минут и проследите, получают ли аккумуляторы заряд.
- Прощупайте корпус гелевой АКБ — он будет горячим, если аккумулятор вышел из строя. Если же корпус просто тёплый, ожидайте пару часов, пока агрегат будет заряжаться.
- Снова проверьте температуру корпуса, также воспользуйтесь амперметром для дополнительной перестраховки.
- При необходимости продолжайте заряжать АКБ ещё час-два и далее отключите систему от сети. На завершающем этапе снимите клеммы.
Дополнительный старый аккумулятор выполняет в данном случае роль трансформатора, который всю нагрузку принимает на себя. Гелевая же батарея принимает мягкую зарядку, которая является результатом работы электролита в старой АКБ.
Впервые данный эксперимент был проведён одним из самых крупных производителей гелевых аккумуляторных батарей, что вызвало среди владельцев авто настоящий восторг. Для многих стало доступным восстановление аккумуляторов, которые много лет пылились в гараже. Гель не портится после длительного хранения благодаря его долговечности, поэтому даже старый гелевый аккумулятор можно будет легко восстановить.
1 Delta HR 12-12
Delta HR может обеспечить до 30 часов непрерывного использования такого эхолота, как Garmin Striker. Аккумуляторы этой серии обладают хорошей отдачей, что определяет высокую продолжительность работы электронных гидролокаторов со средними параметрами потребления тока. Благодаря свинцовым пластинам вес батареи достаточно чувствительный – 3,9 кг. Безопасная эксплуатация в условиях рыбалки достигается при помощи герметичности и необслуживаемой конструкции АКБ.
Многие владельцы, оставляя отзывы, указывают, что Delta HR имеет продолжительный срок службы – 5 лет. Система рекомбинации газа и адсорбированного электролита (AGM) позволяет пользоваться батареей, находящейся в любом пространственном положении – полезная характеристика для условий лодочной рыбалки. Саморазряд аккумулятора в течение месяца не превышает 3 % от номинальной емкости, и при длительном хранении ее лучше подзарядить (достаточно одного раза в полгода). Из ограничений в эксплуатации есть только температурный режим: из-за нахождения электролита в поглотителе батарея теряет свою работоспособность при -20°C.
Внимание! Представленная выше информация не является руководством к покупке. За любой консультацией следует обращаться к специалистам!
Как зарядить?
Гелиевые и кислотно-свинцовые разновидности АКБ заряжают специальными устройствами. Эти агрегаты обладают определённым объемом тока, который они поставляют. Если заряжать эхолот не предназначенными для этого приборами, он испортится. Устройства для зарядки оснащаются предохранителем, прекращающим подачу тока по достижении батареей определенного уровня заряда. Подобные коммутационные аппараты исключают вероятность сгорания АКБ при коротких замыканиях и перепадах электрической энергии. Гелевый и AGM-аккумуляторы заряжают устройствами, имеющими опцию автоматического выключения при достижении полной зарядки и защиту от сетевых перегрузок. При использовании других разновидностей зарядных приборов нужно следовать определенным предписаниям.
Следите за тем, чтобы зарядный ток составлял около 10% от емкости АКБ. Производителями указывается предельная величина зарядного тока, но если делать это на максимальных показателях, то срок эксплуатации батареи укорачивается. При медленной зарядке батареи служат дольше. Нельзя допускать перегрева литий-ионных аккумуляторов, по этой причине в ЗУ, применяемых для их зарядки, имеется встроенный контроллер, отслеживающий отключение подачи тока после полного заряда
Но в ряде модификаций подобной системы нет, поэтому важно самостоятельно контролировать, чтобы АКБ не заряжался чересчур долго, в противном случае с течением времени это приведет к снижению емкости
Какая зарядная установка необходима для гелевых аккумуляторов
Будет трудно назвать какую-то одну марку, поэтому лучше опишем, каким должен быть “идеальное” ЗУ с точки зрения его характеристик:
Он должен иметь возможность ручной регулировки для показателей тока и напряжения, подаваемого на АКБ.
Если это автоматическое ЗУ, то в его функциях должна быть или трехступенчатая зарядка гелевых АКБ (это подготовительный этап, заряд, дозарядка) или четырехступенчатый (к уже имеющимся функциям добавляется еще и хранение).
Имеет возможность термокомпенсации. Такая функция продиктована тем, что при перезаряде и, как следствие повышение температуры, батарея начинает портиться и уменьшается время ее фактической работы.
Также в наличии у такого ЗУ должен быть контроллер, чтобы смотреть на показатели тока и напряжения, а так же регулятор для вентилятора. Последний нужен для того, чтобы контролировать скорость на охлаждении ЗУ.
Есть возможность указать максимальный диапазон температуры.
Более подробнее о режимах, которые были описаны выше. Так, подготовительный режим заряжает АКБ постоянным значением тока, но напряжение на самом аккумуляторе постоянно увеличивается
Крайне важно, как уже говорилось, чтобы гелевые типы батарей заряжались напряжением в пределах 14.4 Вольт, но ни в коем случае не выше.
Окончательная часть зарядки (та, которая занимает от 4 до 6 часов в среднем) производится посредством минимального значения тока и с заниженным напряжением.