Особенности обслуживания и эксплуатации
По сравнению с традиционными сурьмянистыми батареями кальциевые аналоги требуют гораздо меньшего внимания со стороны автовладельца. Тем не менее обслуживать их нужно, пускай и не по такому жёсткому графику, но особенности имеются. Опишем их:
если автомобиль эксплуатируется преимущественно в городском режиме, вашему аккумулятору изредка будет требоваться подзарядка, примерно раз в месяц. Если у вас поездки длительные, свыше 10-15 километров, частота профилактических подзарядок снижается вдвое-втрое;
измерять вольтаж батареи тоже нужно – при падении до 12 В необходимо срочно подзарядить АКБ. Иначе падения ёмкости не избежать;
помните, что глубокий разряд крайне нежелателен, ибо приводит к необратимым последствиям. Восстановление кальциевого аккумулятора посредством использования процедуры КТЦ невозможно
Более того – она ещё больше навредит вашему аккумулятору;
кипения электролита тоже нужно избегать – из-за низкой пропускной способности дренажных отверстий;
для измерения плотности электролита ареометр не годится, ибо в верхней части батареи скапливается менее плотная, водянистая жидкость, а повышенная концентрация кислоты присутствует в нижней части банок;
важно не приобрести контрафактное изделие. На оригинальном аккумуляторе указывается максимум информации как о батарее (ёмкость, стартовый ток, рабочее напряжение), так и сопутствующие данные (дата изготовления, производитель)
Покупайте АКБ известного бренда в крупных (желательно сетевых) автомагазинах.
Время, когда необходимо ставить на заряд кальциевый аккумулятор
Также заряд АКБ можно проверить с помощью прибора под названием ареометр. Он предназначен для измерения плотности электролита, наполняемого банки обслуживаемого источника питания. Если АКБ не относится к категории обслуживаемых, то ареометром воспользоваться будет нельзя (из-за невозможности открутить банки изделия).
При опускании щупа прибора в банку аккумулятора на экране высветится показание плотности. Если оно соответствует 1,27 г/см3, то источник питания не нуждается в заряде. В случае, когда это значение меньше – кальциевой АКБ заряд необходим.
Также можно проверить источник питания на наличие заряда, при помощи процесса заведения автомобиля. Для этого включим зажигание и попытаемся завести автомобиль. Если это действие не выполняется либо совершается очень слабо, то это верный «звонок» о том, что аккумуляторной батарее требуется заряд.
Рекомендации по обслуживанию и эксплуатации
Напоследок следует немного рассказать о том, как нужно обслуживать и эксплуатировать батареи, изготовленные по кальциевой технологии. Выполнить восстановление полностью разряженного кальциевого аккумулятора можно. Но лучше подобных ситуаций не допускать. Каждый автомобилист должен выстроить собственный график обслуживания в зависимости от батареи, её состояния, условий эксплуатации и пр.
На этот счёт можно дать несколько рекомендаций:
- Если более 90% времени вы проводите в городе, передвигаясь внутри населённого пункта небольшими дистанциями и на малой скорости, кальциевая АКБ будет нуждаться в обязательной профилактической подзарядке. Интервал составляет 1 месяц.
- Когда машина эксплуатируется в режиме город–трасса, тогда профилактическую зарядку можно сократить в 2 раза. То есть ставить АКБ на ЗУ достаточно раз в 2 месяца.
- На современных аккумуляторах кальциевого типа напряжение на клеммах должно составлять около 14,4 В. Если параметры падают ниже 12 В, обязательно подключайте АКБ к ЗУ.
- Старательно избегайте состояния глубокого разряда. Иначе вы запустите необратимый процесс разрушения пластин.
- Десульфатация в отношении Ca/Ca аккумуляторов не применяется. Она может лишь усугубить состояние.
- Нельзя допускать кипения электролита. Иначе корпус может деформироваться от воздействия внутреннего газа. Плюс разрушатся пластины.
- Ареометр здесь бесполезен. В кальциевых АКБ вода обычно поднимается вверх, а кислота концентрируется на дне. То есть наблюдается расслоение электролита.
- На рынках появилось большое количество поддельных батарей. Потому старайтесь выбирать АКБ от проверенных производителей и покупать их в местах, которым можно доверять.
В остальном же принцип содержания и эксплуатации аккумулятора идентичен остальным.
Кальциевая технология перспективная, но ещё требует усовершенствований. Работы в этом направлении ведутся каждый день.
В чем отличие малосурьмянистых и кальциевых АКБ
Введение к нему в пару сурьмы даст пластине нужную прочность. Недостатком может выступить закипание электролитного раствора, что приводит к нежелательным испарениям.
Это значит, что в банки нужно регулярно подливать дистиллированную воду.
АКБ с малым содержанием сурьмы являются малообслуживаемым. Главное отличие между малосурьмянистыми и гибридными аппаратами — уровень испарения.
Введение Са в свинецсодержащую решетку взамен сурьмы – новое направление эволюционного развития аккумулятора. Также известно добавление небольшого количества Ag.
Батарея с Са-содержащими пластинами обладают незначительным уровнем испарения электролита. Существуют герметичные абсолютно необслуживаемые модели, которые имеют повышенные емкость и КПД.
Кальциевая составляющая обеспечивает невысокий саморазряд гибридной батареи, а также использование более тонкой свинцовой решетки. Отличаются они стойкостью к полной разрядке (чем с ними поделился сурьмянистый аккумулятор).
Восстановление, ремонт и десульфатация
Ремонта и восстановления кальциевого аккумулятора можно избежать тогда, когда при эксплуатации обращаетесь с ним достаточно аккуратно. Если вам досталась необслуживаемая батарея, мороки с таким АКБ практически нет. Летнее использование аккумулятора вообще практически возможно без оглядки на него.
Единственное условие, о котором надо помнить: кальциевые батареи не любят глубокой разрядки. Поэтому, если вы попали в условия, где аккумулятор на ваш взгляд излишне подсел, не поленитесь и измерьте напряжение на клеммах. Если оно 11,7 вольта или даже ниже, это значит, батарея пережила глубокую разрядку.
Срочно ставьте ее на подзарядку и старайтесь не допускать больше таких режимов эксплуатации. Потому как несколько таких случаев, и с батареей можно будет прощаться.
Если ваш аккумулятор обслуживаемый, надо следить за уровнем и плотностью электролита в том порядке, который принят для простых свинцовых батарей.
Причина выхода батареи из строя после долгого перерыва в работе — все та же сульфатация. Выпадение на пластине крупных кристаллов сульфата свинца усугубляется появлением налета сульфата кальция, который поддается удалению еще труднее. Но все не так безнадежно, говорят специалисты.
Способы восстановления
Если ваш кальциевый аккумулятор обслуживаемый, его можно реанимировать.
Предлагается как минимум четыре способа десульфатации и восстановления батареи:
- механическая очистка пластин своими руками;
- очистка с помощью присадки типа «Трилон – Б»;
- десульфатация зарядным устройством;
- использование соды в качестве десульфанта.
Очистка своими руками – дело крайне хлопотное и трудоемкое.
Для этого надо:
- срезать верхнюю часть корпуса батареи;
- вручную зачистить каждую пластину;
- вставить электроды и пластины на место;
- соблюсти все зазоры;
- запаять корпус;
- залить электролит нужной плотности;
- зарядить АКБ.
Надо сказать, что такое возможно в старых батареях, потому как в современных АКБ пластины упакованы в сепараторы, и вынуть их оттуда нельзя или весьма проблематично
Применение присадок типа «Трилон» — дело тоже хлопотное.
Это возможно только если батарея обслуживаемая.
- Присадку растворяют в пятипроцентном нашатырном спирте и дистиллированной воде.
- Раствор заливают в батарею. Можно увидеть реакцию пластин на залитую жидкость в виде легкого булькания.
- Через 30 – 40 минут раствор сливают и повторяют процедуру.
- После этого аккумулятор промывают кипяченой или дистиллированной водой несколько раз.
- Производится подзарядка.
Десульфатация с помощью зарядного устройства.
Суть метода такова:
- На первом этапе, который длится примерно 8 часов, батарею обрабатывают напряжением 14 вольт с током 1 ампер.
- За это время напряжение уменьшается до 10 вольт, а плотность электролита увеличивается.
- Если этих показателей не удалось достичь, значит сульфатация необратима. Если вы это сделали, отключите батарею на сутки.
- На следующем этапе подключаете зарядное устройство с напряжением 14 вольт и с током 2 -2,5 ампер. Опять выдерживаете 8 часов. Если все прошло нормально, то после этого времени можно забирать готовый аккумулятор с напряжением на выходе 12,7 – 12,8 вольт.
Оптимально, чтобы зарядное устройство делало все это в автоматическом режиме. Программа с доводкой позволяет более тонко регулировать напряжение и ток, делая их импульсными.
Если вы будете все это делать вручную, внимательно следите за тем, чтобы электролит не кипел интенсивно. Регулируйте процесс уменьшением напряжения и величины тока.
Увеличивая напряжение, мы вряд ли сумеем достичь того, чтобы аккумулятор восстановился на 100%. Этого еще никому не удавалось. Поэтому лучше принять 14 вольт и не давать электролиту выкипать. Даже если батарея восстановилась на 80-85%, этого вполне хватит для того, чтобы авто завелось.
Сода в качестве присадки.
Очень «домашний» способ восстановления кальциевого аккумулятора, если он, конечно, из числа обслуживаемых.
Делаем так:
- сливаем старый электролит
- делаем раствор соды из расчета три чайных ложки на 100 грамм воды
- нагреваем раствор до кипения
- заливаем горячий раствор в банки АКБ и ждем 30 – 40 минут
- сливаем «месиво» и трижды промываем батарею горячей кипяченой водой
- после этого заливаем электролит нормативной плотности (1,27 г/см3) и ставим на стандартную зарядку
Авторы этой методики утверждают, что таким способом спасали кальциевый аккумулятор от выброса в утиль.
Зарядка кальциевого аккумулятора автомобиля и ее особенности
Сразу стоит заметить, что обычное зарядное устройство (ЗУ) тут ничего не даст. Нужен такой аппарат, который бы выдавал от 16,1 до 16,5 Вольт. Подойдет, в том числе, зарядное устройство Вымпел-55 от Орион. Именно пример зарядки таким аппаратом представлен ниже. Но это актуально и для ЗУ других производителей, которые обладают теми же режимами и показателями. Есть иные особенности зарядки кальциевых АКБ. Из-за них нельзя опираться на опыт с иными батареями.
Вот как правильно заряжать кальциевый аккумулятор:
- АКБ дают согреться до комнатной температуры (если нужно).
- Затем подключают крокодилы ЗУ к выводам батареи.
- Заряжают, пока ток зарядки не будет ниже половины Ампера.
- Меняют режим на волнообразный и ждут, пока АКБ не зарядится.
Но обо всем подробнее. Крокодилы подключают с учетом полярности. Сначала выставляют такие характеристики тока: 5,5 Ампер для 55 А-ч, 16,1 Вольт. Если применяется ЗУ Вымпел-55, такой режим носит название «алгоритм 1». Остается подождать несколько часов, пока ток зарядки не понизится до 0,5 Ампер.
Характерно незначительное закипание электролита. Однако недопустимо чтобы закипание было слишком большим. Дело в том, что при этом быстро убывает уровень электролита. Потому, если интенсивность закипания высока, ток уменьшают.
На втором этапе (на Вымпел 55 – «алгоритм 3») ток, равно как и напряжение, периодически меняются. На зарядном устройстве автомобильного аккумулятора выставляют такие характеристики: напряжение в диапазоне от 13,1 до 16,1 Вольт, ток зарядки делают равным 3 Ампер.
Зарядка теперь волнообразная. Остается ждать, пока АКБ полностью зарядится, и контролировать процесс, чтобы не кипел электролит. Нужно, чтобы соблюдались паузы продолжительностью в одну минуту. Чтобы добиться соблюдения такого интервала иногда подправляют нижнее значение напряжения.
Чем дольше идет зарядка, тем меньше будет время заряда, и дольше паузы. Это нормально и говорит о том, что батарея скоро полностью зарядится. Прекращают процесс, когда заряд длится лишь несколько секунд.
Вот как заряжать кальциевый аккумулятор. И вот каким напряжением АКБ будет обладать на максимуме: от 13,2 до 13,4 Вольт. Особенно непростые сезоны для АКБ в средней полосе – летний и зимний. Однако, даже если на дворе осенний или весенний период, все равно кальциевые автомобильные аккумуляторы подзаряжают несколько раз за месяц.
Нормальным для таких батарей также считается напряжение в 12,7 Вольт. А вот если оно упало до 11,7 Вольт, то это значит, что АКБ почти разрядилась. Цифра в 12,2 Вольт говорит о разрядке наполовину, и нужно срочно подзарядить батарею.
У обслуживаемых аккумуляторов возможно измерить и плотность и напряжение. Плотность должна быть в районе 1,27 грамм на кубический сантиметр. По этим признакам можно вовремя понять, когда заряжать АКБ. На всякий случай, стоит ознакомиться с инструкцией по эксплуатации, прежде чем использовать батарею.
В заключение, стоит заметить, что зарядить кальциевый аккумулятор не трудно
Однако важно помнить, что при коротких поездках придется часто заряжать АКБ. Так что кальциевый вариант – вряд ли хороший выбор для людей, не покидающих города, особенно если это кишащий пробками мегаполис
Нельзя допускать глубокого разряда, ведь хватит и трех раз для существенного понижения эффективности. Ну а для тех, кто постоянно ездит по загородным трассам, такой АКБ – отличный выбор.
Особенности кальциевых аккумуляторов
Эти устройства обладают множеством преимуществ. Вот почему сегодня можно встретить эти аккумуляторы на многих иномарках. Однако нельзя игнорировать и минусы этих устройств. Для некоторых эти недостатки будут существенными, а для иных и вовсе сделают такие АКБ неприемлемыми.
Вот плюсы, характерные для кальциевых батарей:
- значительная емкость;
- меньшая коррозия за счет легирования свинцовых пластин;
- небольшой самозаряд;
- долговечность;
- неприхотливость в обслуживании;
- значительные токи запуска.
К минусам такого варианта относятся:
- дороговизна;
- относительная сложность зарядки;
- это плохой выбор для езды в пробках;
- это также плохой выбор для машин с системой «Старт-Стоп»;
- неустойчивость к глубоким разрядам.
Особенно стоит отметить последний пункт. Если глубокий разряд случится хотя бы три раза, то этого будет достаточно, чтобы емкость упала в разы. Нельзя закрывать глаза на такой недостаток, ведь это может быть критичным во многих ситуациях. Обычно, в городских условиях заряд кальциевых аккумуляторов нужно постоянно контролировать и поддерживать.
Впрочем, такие устройства отлично подойдут для условий использования, в которых нужна высокая виброустойчивость. Также эти батареи отлично подойдут людям, регулярно преодолевающим большие расстояния.
Особенности эксплуатации
Характеристики кальциевых аккумуляторов, с одной стороны, являются их конкурентным преимуществом, а с другой – требуют особенной эксплуатации устройства. Ниже приведены основные рекомендации по использованию и обслуживанию аккумуляторных батарей такого типа (одни из них уже упоминались, но требуют разъяснения, а другие могут для кого-то стать новинкой):
Если автомобиль с новым кальциевым аккумулятором используется для преодоления небольших дистанций, то хотя бы раз в месяц необходимо проводить его профилактическую зарядку. В остальных случаях подзарядка нужна вдвое реже. На рынке автомобильных запчастей представлен широчайший выбор зарядных устройств на любой кошелек. Некоторые модели просты в исполнении и требуют определенных знаний, но есть и такие, с которыми сможет совладать и совершенно неосведомленный водитель.
Большинство производителей рекомендует проводить зарядку Ca/Ca аккумулятора до тех пор, пока его напряжение не составит 14,4 В. При этом желательно, чтобы сила тока была не выше, чем 10 % от заявленной емкости.
Если вольтметр показывает 12 В, устройство нужно немедленно зарядить. В противном случае машина может просто не завестись в следующий раз.
Многие автомобилисты, которые не узнали, как заряжать АКБ из свинцово-кальциевого сплава, по привычке проводят с ним контрольно-тренировочный цикл, то есть полностью разряжают и заряжают батарею. На батареи данного типа эта процедура действует губительно, так как при слабом заряде происходит сульфатирование пластин.
Еще раз стоит напомнить, что «кипячение» категорически противопоказано кальциевым батареям.
Даже если вы приобрели обслуживаемый кальциевый аккумулятор, точно измерить плотность его электролита с помощью ареометра не получится. Во-первых, как уже говорилось, в разных «банках» плотность может быть различной. Во-вторых, современные батареи устроены таким образом, что их электролит может расслаиваться на более плотную и водянистую фазы. Следовательно, в допустимой для замера зоне жидкость будет иметь малую плотность.
На сегодняшний день на рынке автомобильных запчастей запросто можно столкнуться с подделками. Как проверить АКБ? Довольно просто: хороший аккумулятор должен иметь полноценную маркировку с такими данными, как тип, напряжение и номинальная емкость, стартовый ток, дата выпуска, подробная информация о производителе (желательно с адресом). Что касается инструкции, то ее наличие в комплекте батареи совсем не обязательно. Дело в том, что на Западе аккумуляторы в розницу практически не продают. При необходимости люди просто едут в сервисный центр, где им производят квалифицированное обслуживание или замену батареи.
Так как АКБ является одной из важнейших частей в конструкции автомобиля, к ее выбору стоит отнестись со всей серьезностью. Излишне экономить не стоит, особенно если речь идет о кальциевых аккумуляторах
Varta, Bosch, Delkor, Topla – фирмы, которые хорошо себя зарекомендовали на рынке и на продукцию которых рекомендуется обратить внимание в первую очередь
Зарядка кальциевого АКБ
Технология изготовления этого АКБ подразумевает и другую зарядку! Все дело в том, что для кальциевой батареи, нужен специальное зарядное устройство, идеально подходит ВЫМПЕЛ – 55, с программируемым циклом (не реклама, но он действительно хорош). Также этот «зарядник» должен выдавать напряжение заряда в 16,1 – 16,5В именно так, И ТОЛЬКО ТАК, можно подзарядить кальциевую батарею до 100%. Если ваше зарядное устройство выдает максимум 14,8В, а дальше отсекает электроника, то АКБ «заполнится» всего на 45 – 50%, если ограничение в 15,5В – то на 70 – 80%, с такими показателями никогда не достигнуть плотности электролита в 1,27 г/см3
Теперь у вас может возникнуть справедливый вопрос, если такой большое напряжение нужно для заряда, то как в автомобиле? Ведь генератор зачастую не выдает такого напряжения?
Это правда, генераторы, даже современных авто выдают не больше 15 Вольт! Я консультировался с автоэлектриками, и вот что они мне сказали – генератор зачастую поддерживает уровень заряда у кальциевой батареи, то есть генератор банально не дает ей разрядиться. НО морозы и прочие «прелести» наших Российских дорог все же разряжают батарею! И поэтому ее нужно обязательно проверять и следить за ней! ПРАВИЛЬНО ПОДЗАРЯЖАТЬ, КОГДА НУЖНО.
Вот сейчас мы и подходим к самому интересному, а именно алгоритму, взял я его из инструкции «ОРИОН ВЫМПЕЛ – 55» (там все подробно описано).
- Подаем напряжение в 16,1 Вольта и 10% от емкости вашего аккумулятора, то есть если АКБ на 60 Ам*ч, то значит подаем 6А, если 55 Ам*ч – 5,5А, и т.д. Заряжаем в таком режиме, пока ток не упадет до 0,5 Ампера. Если батарея сильно разряжена, то может занять достаточно продолжительное время, бывает и 2 – 3 часа.
- Далее нам нужно сделать, так называемые «качели». На «ВЫМПЕЛ – 55», есть несколько режимов, нам нужно установить Первый режим – напряжение 16,1В, третий режим – напряжение 13,2В, ток ставим в 3 Ампера. И подключаем зарядку. Какой смысл – напряжение растет до 16,1В с током в 3 Ампера, далее когда достигается такое значение напряжение режется до 13,2В и ток вообще отсутствует, то есть 0 Ампер, это своего рода передышка, напряжение будет падать плавно. После этого опять подключается первый режим, то есть опять растет до 16,1В и током в 3А, после того как достигается, опять падает (третий режим) до 13,2В и током в 0А.
Как понять когда аккумулятор полностью зарядился? Интервал достижения 16,1 Вольта, изначально может достигать нескольких минут (бывает и по 20 – 30 минут), но по мере заряда, это напряжение будет достигаться все быстрее и быстрее. Нижний предел, в 13,2В изначально также будет достигать очень быстро, но по мере заряда, пауза, то есть падение напряжения до 13,2В будет растягиваться на минуты. После того как интервал заряда будет несколько секунд, меньше одной минуты, а «падение» до нижней планки несколько минут, ЗНАЧИТ ваш кальциевый аккумулятор – ЗАРЯДИЛСЯ! Вот такой вот легкий алгоритм, как видите ничего сложного.
Сейчас видео версия, специально для тех, кто не понял текстовую версию, смотрим.
НА этом заканчиваю, читайте наш АВТОБЛОГ, подписывайтесь на обновления.
(20 голосов, средний: 4,05 из 5)
Не все аккумуляторные батареи заряжаются одинаково. Зарядка кальциевого аккумулятора автомобиля вовсе не похожа на таковую для старых типов. Цикл тут иной, равно как и зарядные устройства. С учетом того, что именно эти аккумуляторы применяют на многих нынешних автомобилях, полезно знать, как правильно с ними работать. Впрочем, несмотря на принципиальные отличия, такая кальциевая батарея не доставит больших хлопот.
Как зарядить кальциевый аккумулятор
Кальциевые АКБ, обозначаемые литерами Ca-Ca, в основном относятся к необслуживаемым.
Они быстро получили популярность благодаря ряду положительных качества, среди которых:
- высокая емкость;
- значительный ток пуска;
- практически полное отсутствие испарения электролита.
Однако эти батареи имеют и свои недостатки. Главная их неприятная особенность – это чувствительность к разрядке.
Достаточно 3-4 раза допустить глубокий разряд, чтобы емкость снизилась в несколько раз. Поэтому контроль разряда и регулярная зарядка для этого вида АКБ критически важны.
У кальциевых батарей нужно соблюдать технологию зарядки, которая имеет свои особенности. Необходимо приобрести зарядное устройство, которое способно генерировать напряжение 16,1-16,5 В.
Если ЗУ имеет меньшее выходное напряжение, то АКБ будет постоянно недозаряжаться. Так, при токе 14,8 В батарея наберет 45-50% емкости, при 15,5 В – 70-80%.
На пониженном напряжении кальциевая АКБ никогда не может набрать 100% своей емкости. Поэтому нужно покупать только современного типа зарядные устройства.
Например, подходящей моделью послужит «Орион-Вымпел-55», оснащенная программируемым циклом зарядки, что позволяет заряжать аккумулятор под минимальным присмотром.
Проблема еще в том, что генераторы на автомобилях отдают в сеть напряжение всего в 15 В. Это значит, что они не могут полностью зарядить АКБ кальциевого типа.
Из-за этой особенности, данный тип батареи нуждается в регулярной периодической подзарядке 1 раз в месяц
Особенно важно это делать зимой, когда из-за морозов емкость АКБ снижается
Кальциевый аккумулятор.
Как написано выше, требуется купить зарядное устройство, оснащенное возможностью программирования цикла работы.
Процесс зарядки выглядит так:
- На панели ЗУ устанавливается напряжение в 16,1 В. Показатель тока должен составлять стандартные 10% емкости АКБ, т.е. для батареи в 70 А·ч ток устанавливаем в 7 А).
- Аккумулятор заряжается с установленными параметрами до момента, пока сила тока не понизится до 0,5 А. Продолжительность этого периода зависит от степени разрядки, емкости и состояния батареи.
- Теперь на панели приборов устанавливаются 2 режима: верхний и нижний. Значения для первого: 16,1 В и 3 А, для второго – 13,2 В и 0 А.
- Прибор зарядки устраивает «качели», позволяющие довести емкость до 100%. На аккумулятор подается ток силой 3 А, при этом напряжение плавно нарастает до 16,1 В. Как только оно дойдет до этого значения, сила тока становится равно 0. Напряжение при этом плавно снижается до 13,2 В. Затем цикл повторяется снова.
Чем больше аккумулятор заряжается, тем меньше становятся колебания «качель» по времени, сначала оно повышается в течение десятков минут, а снижается быстро.
Постепенно характер работы меняется на противоположный: быстрое повышение меньше, чем за 1 минуту и медленное понижение в течение нескольких минут. Это свидетельствует о полной зарядке батареи.
Преимущества и недостатки
Среди плюсов кальциевых аккумуляторов важно отметить следующие
- Снижение интенсивности электролиза воды и повышение порога напряжения, при котором начинается этот процесс. Благодаря этому отпадает необходимость в регулярной проверке уровня электролита и заливке дистиллированной воды. Классический аккумулятор Ca Ca выполняется в необслуживаемом корпусе. Увеличение порога начала электролиза воды до 14,8-15 вольт обеспечивает высокую устойчивость к перезаряду при длительных поездках.
- Низкий уровень саморазряда. Легирование решёток отрицательных электродов кальцием обеспечивает снижение саморазряда. В результате, аккумулятор гораздо меньше разряжается во время стоянки.
- Повышается прочность решёток и электродов в целом. Решётки производители выпускают по просечно-вытяжной технологии из свинцовой ленты. Увеличенная прочность позволяет АКБ гораздо лучше противостоять вибрации при движении автомобиля. Повышенная прочность решеток также позволяет изготавливать электроды меньшей толщины. Благодаря этому, можно увеличить их количество в корпусе. Это обеспечит увеличение ёмкости и пускового тока аккумулятора при тех же габаритах.
- Уменьшение коррозии электродов. Легирование кальцием снижает интенсивность коррозионных процессов, что обеспечивает увеличение срока эксплуатации батареи.
Кальциевые аккумуляторы работают по принципу: «поставил и забыл». В большинстве случаев они не требует к себе внимания в течение всего срока службы. После выработки своего ресурса (4-5 лет) аккумуляторная батарея заменяется и про неё снова можно забыть.
Маркировка
На АКБ наносятся обозначения, помогающие определить их главные параметры.
Маркировка аккумуляторов делится на две категории:
- маркировка по ГОСТ (которая действует и сейчас);
- маркировка согласно ДИН.
По стандартам ГОСТ маркировка АКБ 6СТ-55АЗ выдает потребителю следующие данные:
6 – количество последовательно совмещенных аккумуляторов в батарее, характеризующих ее базисное напряжение (12В);
- СТ. — предназначение АКБ (Стартерная);
- 55 – номинального типа емкость в Ампер-часах;
- А – общая крышка, З. – заполненная электролитическим составом и полностью заряженная.
По стандарту ДИН маркировка состоит из нескольких групп цифр:
- В 1-ых трех цифрах говорится о емкости АКБ;
- Во 2-ых трех цифрах скрыта информация о конструкции;
- В 3-их трех цифрах указывается величина пускового тока.
Маркировка 574 012 068 выдает следующие сведения:
- 5 — цифра, отображающая «порядок» значения емкости;
- 74 — емкость 74 Ампер*часа;
- 012 — обозначение типа корпуса, из которого следуют размеры корпуса, вид крепления, месторасположение выводов;
- 068 — ток пуска 680 Ампер по стандарту EN.
Ряд зарубежных изготовителей аккумуляторов маркируют свои батареи довольно специфично, выделяя в маркировке не емкость, а значение тока холодного запуска.
Кальциевый аккумулятор
Чтобы улучшить характеристики, а именно убрать «выкипание» воды из электролита, пластины решили делать с добавлением другого вещества – Кальция, обозначения на бортах аккумулятора «Ca» или «Ca/ca». Опять же стали добавлять примерно 5 – 7%, что это дало:
- Вода теперь не выкипала, практически вообще. ТО есть батарею можно сделать необслуживаемую.
- Процессы электролиза теперь начинаются при 15 – 16 Вольт.
- Электролита в банках можно наливать меньше, потому как он практически не выкипает, что увеличивает КПД пластин, да их банально больше.
- Из-за того что пластин больше, увеличилась емкость и пусковые токи.
Вроде вот оно – улучшенная батарея, буквально идеальная! Для новичков это вообще спасение, буквально 90% кальциевых аккумуляторов необслуживаемые, поставил и забыл на весь срок службы (справедливости ради стоит отметить есть и обслуживаемые, их не много всего 10% от общей массы и как говорится – «для гурманов», которые любят копаться внутри, мерить плотность и уровень электролита в банках).
НО как всегда есть минусы, их не много, но они существенные.
- Дорогие. Примерно в 2 – 3 раза дороже, чем сурьмянистая технология
- Бояться глубоких разрядов, буквально 3 – 4 и все, АКБ теряет примерно 80% своей емкости
Стоит 10 раз подумать, прежде чем покупать их. Если автомобиль свежий, то можно брать не боясь, но если машина уже изношена желательно перед покупкой проверять всю электрику, и в том числе и генератор.
Что такое кальциевый аккумулятор и чем он отличается от обычного
Начнём с определения, что же это такое кальциевые аккумуляторы для автомобиля. Обозначение Ca/Ca сбивает с толку непросвещённых водителей, заставляя их думать, что в таких источниках питания вместо традиционного свинца для изготовления пластин используется кальций. Это не соответствует истине.
Во всех автомобильных аккумуляторах основным материалом для пластин является свинец. Если его полностью заменить кальцием, то химическая реакция не начнётся никогда. Некоторое количество этого металла добавляется при изготовлении пластин, и только. По технологии их доля составляет не больше 0,07 % от общего количества. Проще говоря, в 12-килограммовой пластине присутствует 8 г кальция.
Даже это незначительное количество содержится только в тех источниках питания, которые изготовлены по технологии Ca/Ca. В этом случае обсуждаемый элемент имеется как в положительных, так и в отрицательных пластинах. И это их главное отличие от аналогов под аббревиатурой Pb/Ca, где кальций присутствует исключительно в минусовых пластинах.
Главное назначение Ca — предотвращение возникновения коррозии в свинце и изменение точки кипения электролита. По последнему пункту требуются некоторые пояснения. Кипением аккумулятора принято называть выделение пластинами водорода, который поднимается на поверхность электролита в виде пузырьков.
Кальций добавляется для предотвращения этого процесса при эксплуатации необслуживаемой батареи в нормальных условиях, то есть когда она эксплуатируется на автомобиле. А раз нет кипения, то, естественно, нет и перезаряда. Оба эти явления провоцируют испарение воды из электролита, снижение уровня, окончательной деградации пластин.
Благодаря присутствию кальция элементы аккумулятора становятся крепче, что замедляет осыпание покрытия под воздействием вибрации при движении. Это, естественно, увеличивает срок службы кальциевого источника питания.
Преимущества и недостатки
Подводя итог сказанному, можно преимущества кальциевых источников питания скомпоновать в список: Продолжительность работы. Если не нарушать правил эксплуатации, то кальциевые АКБ способны полноценно работать около пяти лет.
Повышен показатель прочности пластин.
Снижена интенсивность коррозийных образований.
Защищены от перезаряда.
Необслуживаемые (в большинстве).
Возможность изготовления довольно тонких пластин, что позволяет увеличить их количество.
Согласно существующему «закону пакости», раз есть плюсы, имеются и минусы:
Батареи очень чувствительны к глубоким разрядам. Один случай снижает показатель ёмкости на 1/5 часть.
Большая цена из-за сложности производства.
Губительное влияние длительных простоев и использования автомобиля от случая к случаю с небольшими пробегами.